ПРОВИНЦИАЛЬНЫЙ МАСКАРАД
ПРОВИНЦИАЛЬНЫЙ МАСКАРАД

Дата публикации: 22 Апреля 2009

Ольга Лошкарева. НГС – новости, 22.04.2009 г.

18 апреля в Москве прошла церемония награждения лауреатов премии «Золотая маска» ― главной театральной награды страны. Два новосибирских музыкальных театра получили по две премии, в то время как драматические театры Новосибирска не были заявлены даже в числе номинантов. И хотя новосибирский оперный театр еще до получения «Золотой маски» был в пух и прах раскритикован столичной прессой за свой балетный спектакль «Баядерка», местные театральные критики уверены, что именно музыкальный театр, блеснувший опереттой «Гадюка», в Новосибирске ярче, чем драматический. Однако интересы новосибирской публики с фестивальными успехами местных театров практически не связаны.

Справка: В основе сюжета балета Людвига Минкуса «Баядерка» ― драма индийского классика Калидасы «Шакунтала» и баллада Гете «Бог и баядерка». Это романтичная восточная легенда о несчастной любви храмовой танцовщицы Никии и военачальника Солора, в финале которой по закону жанра главная героиня умирает. Литературной основой мюзикла «Гадюка» стала повесть Алексея Толстого о жизни купеческой дочери Ольги Зотовой, которая в Гражданскую войну попадает в красную кавалерию, а после — в негероическую эпоху нэпа.

Каждый спектакль претендовал на получение «Золотой маски» в общей сложности в шести номинациях, в том числе и в номинациях «Лучший спектакль» в балете и оперетте. В итоге новосибирские музыкальные театры получили четыре премии. За лучшую работу дирижера в номинации «Балет» награжден дирижер оперного театра Андрей Данилов, за лучшую мужскую роль в номинации «Балет» — художественный руководитель балета НГАТОиБ Игорь Зеленский. За работу над спектаклем «Гадюка» (театр музкомедии) наградили дирижера Эхтибара Ахмедова и режиссера Гали Абайдулова.

Еще до объявления победителей фестиваля столичная пресса оставила свои отзывы о спектаклях-номинантах. Если московский показ «Гадюки» прошел тихо и спокойно, то «Баядерку» обвинили в провинциальности сразу после показа.

Так, по мнению обозревателя «Коммерсанта» Татьяны Кузнецовой, новосибирский спектакль был «безнадежно устаревшим», а труппа — «прискорбно провинциальной», плюс к этому — «низкое качество танца». Игоря Зеленского, по мнению журналиста, «заботила в основном его личная партия». «Новые известия» отметили работу художника по костюмам Александра Васильева. «Юбки баядерок, сшитые из переливающейся синтетики с люрексом, и покрытые блестками белые «пачки» Теней напоминали о турецком рынке для доверчивых туристов», ― пишет издание. Более сдержанная «Российская газета», тем не менее, тоже отпустила несколько колких слов в адрес постановщика.

«В роли воина Солора Зеленский продемонстрировал отличную для своих лет физическую форму, а вот качество танца заставило взгрустнуть о прошлом», ― пишет журналист Лариса Барыкина.

Комментариев от Игоря Зеленского на момент публикации материала НГС.НОВОСТИ получить не удалось.

Дирижер театра музкомедии Эхтибар Ахмедов, получивший первую в своей театральной карьере «Золотую маску», признается, что награды не ждал. «Когда мою фамилию произнесли, я сказал: «Знаете, я не ожидал». Я думаю: ну, на худой конец мне могли бы на десятый раз дать «Маску», ― признался дирижер. Сам спектакль Эхтибар Ахмедов с уверенностью называет «совершенным». «Получилась настолько красивая картина, я говорю как художник, что по всем номинациям, по которым она была представлена, можно было, конечно, получить», ― считает дирижер.

О том, что музыкальный театр пока остается сильной стороной новосибирского театра в целом, говорят и результаты «Золотой маски» последних лет. За 15 лет существования премии единственным драматическим спектаклем из Новосибирска, получившим «Золотую маску», был спектакль театра «Глобус» «Двойное непостоянство» (приз в номинации «Лучший драматический спектакль малой формы», 2004).

«На сегодняшний день в контексте всего музыкального театрального искусства нашей страны наш музыкальный театр выглядит гораздо интереснее, ярче, чем драматический в контексте опять же драматических театров всей страны. По каким причинам это происходит, мне трудно сказать», ― считает новосибирский критик музыкального театра, член жюри «Золотой маски» 2006 и 2008 года Ирина Яськевич. Актер «Красного факела», член жюри «Золотой маски» 2008 года Владимир Лемешонок единственной возможной причиной большего успеха музыкального театра в сравнении с драматическим считает конкуренцию: драма представлена более широко, следовательно, и конкуренция между театрами более жесткая. «Но это тоже довольно слабое объяснение, хотя и единственно возможное», ― признается Владимир Лемешонок.

Отражает ли «Золотая маска» предпочтения самих новосибирских зрителей, сказать сложно. У драматического и музыкального театров, по мнению Владимира Лемешонка, просто разный зритель. «У каждого театра свое лицо и свой зритель. По-моему, только так можно к этому подходить. Всякое сравнение и соревнование в искусстве ― это не мной сказано ― дело пустое», ― считает актер. Драматический и музыкальный театр, в том числе и в Новосибирске, принято противопоставлять по принципу «массовое-элитарное», однако и здесь границы стираются. «В последние годы оперные театры тоже постепенно возвращают себе статус демократического искусства и привлекают все более широкие массы населения. На Западе уже лет тридцать-сорок опера считается модной. И постепенно такая тенденция доходит и до нас», ― уверена Ирина Яськевич.