«ГАДЮКА» ПОБЕДИЛА «ЕКАТЕРИНУ ВЕЛИКУЮ»
«ГАДЮКА» ПОБЕДИЛА «ЕКАТЕРИНУ ВЕЛИКУЮ»

Дата публикации: 21 Апреля 2009

Яна Колесинская. Сайт «Сибкрай», 21 апреля 2009 г.

XV Национальный фестиваль «Золотая маска» принес победу Новосибирскому театру музыкальной комедии за мюзикл «Гадюка» Александра Колкера в двух главных номинациях.

Вернувшись в Новосибирск, счастливые участники спектакля встретились с журналистами и рассказали о своих впечатлениях. Тяжелые «Золотые маски» в красных бархатных коробках стали доказательством сибирского триумфа.

Лауреатами фестиваля стали Эхтибар Ахмедов за «Лучшую работу в опереттемюзикле» и Гали Абайдулов за «Лучшую работу режиссера в опереттемюзикле». Но, как считает сам Ахмедов, это победа всего театра, всего города и всей музыкальной общественности Новосибирска. Мнение абсолютно всех участников «Золотой маски» едино из года в год: победа в номинации условна, само участие в фестивале поднимает статус театра и обрекает его на всеобщее уважение.

Директор театра Леонид Кипнис говорит, что интерес к «Гадюке» возник задолго до поездки на «Золотую маску». Благодаря тому, что в феврале в Новосибирске проходил Сибирский театральный форум, возможность посмотреть «Гадюку» была у многих практиков театра из разных городов. Уже в антракте они выражали свой восторг, а директор музыкального театра Екатеринбурга кричал в телефон: «Я посмотрел потрясающий спектакль!»

Главным соперником новосибирской «Гадюки» на «Золотой маске» и была «Екатерина Великая» Театра музыкальной комедии Екатеринбурга. Но это несравнимые величины – и по бюджету, и по пиар-кампании. «Екатерина» позиционировала себя как патриотический, имперский, державный, беспрецедентный по размаху проект, в силу чего к ней было привлечено внимание всей театральной России. Четыре спектакля были показаны на огромной сцене театра «Новая опера» в рамках национального фестиваля. Не претендующая на вселенские масштабы «Гадюка» прошла всего один раз 8 апреля на более скромной сцене РАМТа. Она привлекла внимание не роскошью, а необычностью литературного материала Алексея Толстого, оригинальной партитурой Александра Колкера, гармоничным слиянием музыки, вокала и пластики. Два главных приза достались ей. «Екатерина» же стала лауреатом в номинациях «Женская роль» и «Работа художника».

– У нас было чувство такого единения, мы работали такой сплоченной командой, таким единым ансамблем! Мы слышали друг друга, были на одной волне. Когда дирижер встал за пульт, мы стояли, переглядывались, и чувствовалось в этих взглядах, что мы вместе. И это отразилось на нашей игре, – поделилась впечатлениями исполнительница заглавной роли Елизавета Дорофеева.

Сложность заключалась еще и в том, что нужно было учитывать много технических моментов, затрачиваться еще и на них, а не только на сценическое воплощение. Но волнение прошло, когда начали заниматься делом. А когда нам дали номинацию, сердце опять бешено заколотилось, и наступил момент истины, – добавил ее партнер Ярослав Шварёв.

Работа на чужой площадке всегда сопряжена с разного рода техническими сложностями. Пришлось приспосабливаться к оборудованию, свету, звуку. На какое-то время у Дмитрия Суслова отключился микрофон, ему пришлось петь во весь голос. И это сработало еще на один плюс спектакля: эксперты убедились, что новосибирский театр владеет не только микрофонным пением, но и настоящим, живым вокалом.

– Я сидел в директорской ложе, которая расположена над залом, и наблюдал за реакцией зрителей, особенно за знакомыми лицами. Владимир Оренов, Григорий Гоберник, кого вы хорошо знаете, пришли не просто поболеть за город, в котором они работали, а понять, что же такое сегодня новосибирский театр и насколько он интересен. А зрительницы вытирали слезы.

После спектакля на форумах Москвы и Питера продолжили обсуждать уже не достоинства «Гадюки», а ее идеологическую подоплеку. Наибольшую симпатию среди московской молодежи, как ни странно, снискала буржуазная Лялечка. Одна зрительница, рьяно защищая героиню, назвала ее символом России.

- Когда создавался спектакль, ассоциировать этот персонаж с символом России нам не представлялось возможным, но, оказывается, так воспринимает спектакль «поколение пепси». Наибольшую полемику на этих форумах вызвал именно наш спектакль, – с удовлетворением заметил Леонид Кипнис.

Театру очень важен тот резонанс, который вызвала «Гадюка» в Москве, и легко представить, с каким подъемом пройдет следующий спектакль уже на родной сцене. Впрочем, это можно будет увидеть и услышать совсем скоро – 24 апреля.

Театр Музыкальной комедии участвует в фестивале «Золотая маска» пятый раз. До «Гадюки» лауреатами самого престижного театрального фестиваля страны становились спектакли «Граф Люксембург» (2002 г.), «В джазе только девушки» (2005 г.), «Фигаро здесь!» (2006 г.).