ЛЮДИ ТЕАТРА. ЖИВЫЕ ИСТОРИИ О ТЕХ, КТО СКРОМНО СЛУЖИТ ИСКУССТВУ
ЛЮДИ ТЕАТРА. ЖИВЫЕ ИСТОРИИ О ТЕХ, КТО СКРОМНО СЛУЖИТ ИСКУССТВУ

Дата публикации: 18 Февраля 2019

Люди театра
"Ведомости". Спецпроект 18.02.2019
Живые истории о тех, кто скромно служит искусству

Акт второй.
Заведующая постановочной частью Елена Ловцова

Заведующий постановочной частью, или, как его называют в театральном мире, завпост, – это боевой генерал закулисья, главнокомандующий армией бутафоров, декораторов и швейных мастеров, помогающих спектаклю обрасти «кровью и плотью».

В Новосибирском музыкальном театре эту «расстрельную» должность (ибо во всём виноват завпост!) занимает Елена Ловцова – стильная женщина с твёрдым характером, возглавившая «производственную армию» после работы в декорационном цехе. У неё не забалуешь – придёт и строго спросит: ну что, укладываемся в сроки? Сегодня у Елены Геннадьевны день расписан по минутам: производственные цеха переехали в новый театральный модуль, все ещё обживаются на новом месте, а на выходе спектакль «Мэри Поппинс, до свидания!» – нужно следить за рабочим пульсом бутафоров, обувщиков и швейных дел мастеров.

– Раньше мы хранили декорации на улицах – они в карманы сцены не влезали, – рассказывает завпост. – И цеха чуть ли не на головах друг у друга ютились. А сегодня всем хватает места, и вообще мы – единственный в городе театр, который построил собственный модуль.

Начальник пошивочного цеха раскладывает на столе закройщика эскизы костюмов к «Мэри Поппинс, до свидания!» – их разработал художник по костюмам, а воплотят в жизнь мастерицы цеха. Раньше им приходилось работать рядом со сценой, поэтому работали «на цыпочках», а сейчас – сами себе хозяйки, можно и с актрисами во время примерки пошутить-посмеяться.
– У нас яркий получается спектакль, – с удовольствием показывает нам эскизы Елена Ловцова. – Концепция оригинальная – взрослые люди, которые заигрались в детей, но с лондонским шиком. В спектакле будет задействовано 63 костюма – это со всеми актёрскими составами. Знаете, мы всегда смеёмся: на техническом совете утверждаем эскизы, и кажется, что работы немного: ну подумаешь десять костюмов, а потом всё это умножаем на составы, балет и хор и за голову хватаемся.
Мастерицы вспоминают, какое пошивочное безумие творилось на спектакле «Ночь в Венеции» – сотни костюмов из тяжёлой хлопчатобумажной ткани отпаривали, утюжили, замучились, но успели! Завпост ночевала на работе – в театре это обычное предпремьерное дело.

А ещё в театре хранится уникальная коллекция костюмов из старых спектаклей – рука не поднимается их выкинуть. Да и сама Елена Ловцова – человек запасливый, справедливо считающий, что любой старой вещи можно дать вторую жизнь.
– Мы используем старые костюмы в подборе, – делится завпост. – Используем их для наших выставок. Иногда какие-то детали осовремениваем и запускаем в новые спектакли. Самым старым костюмам около тридцати лет. Их наш начальник костюмерного цеха у себя на складе хранит.

Обувной цех – гордость завпоста Ловцовой. Во-первых, вся обувь к спектаклям шьётся только по индивидуальным меркам – обувных дел мастера знают актёров не в лицо, а по ногам. Во-вторых, вся обувь – только из натуральной кожи! Это вам не Китай, господа, - чистый сибирский эксклюзив. А в-третьих, в цехе есть свой «банк болванок» – на каждого актёра заведена личная болванка.

– Мы учитываем все пожелания актёров, – рассказывает начальник обувного цеха Елена Солнцева. – Кто-то просит каблук сделать поустойчивее, кто-то наоборот требует чуть ли не 10-сантиметровые шпильки, хотя это у нас не принято, многие просят зафиксировать ногу в лодыжке, чтобы во время танца не вывернуть её. Всем идём навстречу. Вы знаете, на обуви даже характер артиста отражается! К примеру, Дорошенко очень долго носит обувь, мы ему её даже не ремонтируем, а на некоторых всё горит: вот наш Ромашов сам горит на сцене и обувь у него горит.

Скажем по секрету: самый большой размер ноги у актёров Алексеева, Бедарева и Полубоярцева. Мастера шутят, что творческая молодёжь «ногастая» пошла. А «золушкина» нога уже редкость. Маленькие размеры ноги (34-35) встречаются только у актрис старшего поколения.

В шляпной мастерской модистка Елена Бирюкова готовилась к выставке, посвящённой юбилею театра. Как рассказала Елена Ловцова, здесь из-под рук мастеров выходят самые причудливые шляпки, цилиндры, кепи и прочие «штучки», дополняющие сценический образ.

Все головные уборы крепятся к голове шпильками и заколками. Они надёжно фиксируются, чтобы во время движения на сцене не свалились с головы.

Художественно-декорационный цех – производственное сердце любого театра. А для Елены Геннадьевны ещё и дом родной, где она начинала художником-декоратором, грунтуя холсты и расписывая декорации. До сих пор помнит свой первый спектакль «Свадьба Кречинского», где ей повезло познакомиться и поработать с замечательным художником-постановщиком Окуневым.

– Сейчас художники-декораторы и бутафоры работают над Мэри Поппинс, – вместе с начальником художественно-декорационного цеха Любовью Прокудиной мы совершаем небольшую экскурсию по светлому помещению. – Видите, мальчишки наши мастерят самолёт, а будет ещё подводная лодка. Параллельно мы декорации растягиваем, загрунтовываем, расписываем.

Завпост считает, что у каждого спектакля свой характер. Например, «Летучая мышь», несмотря на свой водевильный блеск, спектакль с серьёзным характером. Долго возились с бутафорией и декорациями – ночами работали.

– Мы часто выходим в ночное, – улыбается завпост. – Нам иногда нужно на сцене растянуть декорации, иногда просто не успеваем уложиться в сроки. Есть у нас ещё один тяжёлый спектакль – «Тристан и Изольда». Там нужно было вырезать из пенопласта все эти камни, грунтовать их, красить, много работы с папье-маше…

А иногда бывает и так: режиссёр утвердил макет художника-постановщика, цех ночами не спал, воплощая смелые творческие планы в жизнь, а режиссёр приезжает на монтаж и нос морщит: всё не так! Такая ситуация случилась с «Дон Жуаном», который ставил молодой художник Алексей Уланов.

– Всё сделали согласно макету: заказали в Питере большой холст, на который лепили чёрные розы из газа, – вспоминает Елена Геннадьевна. – Ночью шёл монтаж. Приезжает режиссёр, смотрит и кричит нам из зала: «Так не будет!» Пришлось срочно заказывать баннеры с красными розами и растягивать их на креплениях. Сутки не спали, но к премьере успели. Вот такая у меня работа. Обожаю её!