ФИЛИПП РАЗЕНКОВ: «Я МЕЧТАЛ ПОСТАВИТЬ РОК-МЮЗИКЛ»
ФИЛИПП РАЗЕНКОВ: «Я МЕЧТАЛ ПОСТАВИТЬ РОК-МЮЗИКЛ»

Дата публикации: 23 Декабря 2019

Газета «Бумеранг»

Текст и фото Лилии Вишневской, 18 декабря 2019 года.

Филипп Разенков: «Я мечтал поставить рок-мюзикл»

Рок-мюзикл по мотивам биографии Юрия Шевчука вышел на сцене Музкома

На афишу нового спектакля Новосибирского музыкального театра вынесено имя главного героя – Фома. Просто, лаконично, обнажая все возможные символы: Фома-неверующий, Фома-правдоборец, Фома-бунтарь… В этой череде образов легко прочитывается основной персонаж – легендарный поэт и музыкант, представитель культуры андеграунда советской эпохи Юрий Шевчук, не утративший творческой самобытности и популярности и после легализации группы ДДТ, став в каком-то смысле собирательным образом певца российского рока в разных его ипостасях.

А она нам нравится!

Идея создать подобный спектакль родилась, можно сказать, на родине легенды рока, в Уфе, где он жил с 13 лет. Видимо, сама атмосфера города, и по сей день наполненная духом творческого поиска и культурного противостояния, навела режиссера-постановщика Филиппа Разенкова на идею создания мюзикла о жизненном пути Юрия Шевчука и о его творчестве, неотделимом от истории страны, без которой он себя не мыслит.

В основе пьесы, написанной Константином Рубинским, лежат основные вехи жизни музыканта. Но при этом сам спектакль вовсе не пересказ его биографии. «Образ Фомы – собирательный, обобщенный, насколько позволяет жанр спектакля. Образ поэтизированный, насколько этого требует музыкальный театр», – рассказывает Филипп Разенков.

– С одной стороны, это спектакль по биографии Юрия Шевчука – в нем достаточно много реальных фактов, с другой стороны, их толкование несколько свободное. Я разговаривал с Юрием Юлиановичем и понял, что он сам не хочет, чтобы спектакль был про него. В процессе работы он внимательнейшим образом читал пьесу, вносил свои правки, которых, как ни странно, оказалось немного. Так родился собирательный образ...

«Это спектакль про нас с вами, про нашу страну, про сложное перестроечное время и, конечно, про любовь и мечты молодого музыканта – его непростой, но интересный и удивительный жизненный путь. Собственно, сама жизнь Юрия Шевчука – в его песнях, многие из которых известны широкой публике...».

Режиссер-постановщик Филипп Разенков

Человек-протест

Я часто не верю, что будет зима,

Когда душной ночью лежу на полу

И мажу сгоревшую спину кефиром.

Глупый Фома без креста и квартиры –

Мне даже не верится, что я живу...

Сам Юрий Шевчук говорит о себе как о человеке, который всегда против. Неважно, против чего. Против всего, что конкретно здесь и сейчас является бесспорной истиной. Про эту особенность маэстро осведомлены практически все, кто общался с ним дольше сорока минут. Что ж, это его фишка. Человек он такой – неординарный. Человек-протест. Поэтому и имя его сценическому двойнику досталось не столько от библейского Фомы, сколько от персонажа Сергея Михалкова: «Ни дома, ни в школе, нигде, никому не верил упрямый Фома ничему…».

Фома – имя прототипа Юрия Шевчука в спектакле. Фома, а вовсе не Юрий. Хотя и так всем понятно, кто есть кто. Но чтобы всё окончательно расставить по своим местам, главный герой один раз ошибается. Намеренно. «Как тебя зовут-то?». – «Юрий... Фома».

Оговорка? «Вовсе нет, это мы сделали умышленно», – поясняет создатель рок-мюзикла Филипп Разенков!

– Мы долго думали, как назвать героя – Ваня, Вася, Петя… Потом пришло понимание: у Шевчука ведь есть песня «Фома»! Она должна была войти в спектакль, но, как и многие другие его композиции, не вошла: мы катастрофически не укладывались во временной диапазон.

То, что останется после меня

Что такое осень – это ветер.

Вновь играет рваными цепями.

Осень – доползем ли, долетим ли до ответа:

Что же будет с родиной и с нами?

Осень – доползем ли, долетим ли до рассвета,

Осень, что же будет завтра с нами?

Мир «Фомы» – это практически целиком рисованная реальность, где всё сделано из картона и крафт-бумаги, словно нарисовано гигантским фломастером. Во многом благодаря тому, что сценографы спектакля «Фома» Елена Вершинина и Екатерина Малинина осваивали профессию в Санкт-Петербурге, визуализация шевчуковского мира получилась яркой, узнаваемой и нескучной.

Действие в пьесе развивается в соответствии с тремя этапами жизни главного героя. Первый этап – провинциальный: от полной надежд «Актрисы-весны» к осознанию себя как личности – музыканта и поэта. Москва эпохи перестройки – самый сложный период для Фомы. Отсюда и композиции «Железнодорожник», «Фонограмщик». И кульминационная Родина», тянущая жилы и рвущая душу. А впереди – прекрасный, пронзающий сыростью и ветром свободы Ленинград. В котором Достоевский, Пушкин, Блок... Признание, концерт на Дворцовой площади, культовая «Осень»... «Мы не ставили задачу – поставить спектакль про Шевчука. Его биография была взята за основу – она вдохновила нас», – отмечает Филипп Разенков.

– Если в первом акте преобладают реальные факты, то во втором происходит еще больше ухода от его биографии. Абсолютный вымысел был необходим, чтобы песни, не предназначенные для театрального произведения, можно было встроить в сюжет. Так, Шевчук приехал в Ленинград в 1985 году, через два года он уже был звездой. Пусть не всесоюзного масштаба, но ленинградской рок-тусовки – точно. А у нас он приезжает в Питер в условные 90-е. Нам очень важно было показать этот переход. Первый акт – это Советский Союз, второй – уже Россия. То, что заложено в его песнях, диктовало сюжет и тем самым автоматически уводило в сторону от его биографии.

Филипп Разенков. Главный режиссер Башкирского государственного театра оперы и балета, лауреат международных конкурсов, лауреат Российской национальной премии «золотая Маска». В 2011 году окончил ГИТИС по специальности «режиссер музыкального театра», мастерская Дмитрия Бертмана. Стажировался в Большом театре Варшавы. Его работы идут на сценах крупнейших театров России – в Пермском, Северо-Осетинском театрах оперы и балета, в Театре оперы и балета Республики Коми, Красноярском музыкальных туатаре. Новосибирским зрителям он знаком по мюзиклам «Безымянная звезда», «Отпетые мошенники», «Римские каникулы».

Всё, что останется после меня...

Я весь – скрученный нерв,

Моя глотка – бикфордов шнур,

Которая рвется от натиска сфер,

Тех, что я развернул...

В финале спектакля четко и резко звучит смысл самого существования Фомы: «Главное – быть не за догму, не за идею, а за человека. Помнить, что мы – люди: и красные, и белые... Это всё, что останется после меня».
– Идея спектакля ясна: она заложена в творчестве Юрия Шевчука, и в принципе – в творчестве любого рок-музыканта: будь всегда человеком. Быть людьми – это очень важно. Нам всем нужно пытаться стать лучше, помогать ближнему, объединяться в стремлении творить добро. Это то, что когда-то происходило в нашей стране. И я верю, что так и будет, – говорит режиссер-постановщик.

Юрий Шевчук. Советский и российский рок-музыкант, автор песен, поэт, актер, художник, продюсер и общественный деятель. Основатель, лидер и единственный бессменный участник группы ДДИТ. Народный артист Республики Башкорстан. В настоящее время группа ДДТ – одна из популярнейших в стране, а сам Шевчук известен не только как автор песен, но и как человек с активной гражданской позицией. Он стал первым музыкантом в России, который поехал в Чечню во время проведения в регионе антитеррористической кампании. В 1999 году «Фонд русской поэзии» выпустил первую книгу стихов Шевчука «Защитники Трои «. Летом 2009 года вышла вторая книга стихов – «Сольник». В 2013 году в Финляндии, в преддверии концертов ДДТ, была выпущена книга стихов на финском языке «Умираю каждою весной».

Всё перекликается...

После красивых сказочных мюзиклов, которые Филипп Разенков поставил в Музкоме, предложение поработать над рок-мюзиклом его вовсе не удивило. Наоборот – обрадовало! «Рок-мюзикл – это моя мечта. В юности я играл в разных рок-группах, поэтому давно хотел поставить рок-мюзикл», – признается режиссер и поясняет, почему обратился именно к Шевчуку.

– Потому что всё перекликается. Песни Шевчука до сих пор не потеряли свою остроту, жгучесть, важность. Их знают и любят. Кроме того, я работаю в Уфе – городе, сыгравшем важную роль в становлении личности нашего героя. Изначально спектакль я планировал ставить в Уфе. Со временем стало понятно, что этот материал не для оперного театра, а для музыкального. А поскольку на сегодняшний день у меня только с Новосибирским Музкомом тесные связи, то было логично с идеей рок-мюзикла обратиться к руководству этого театра. Леонид Михайлович Кипнис идею поддержал. За что я ему очень благодарен, ведь, по сути, спектакль, сотканный из песен, – это эксперимент. А всякий эксперимент – своего рода риск. Свою роль сыграло и то, что Александр Новиков – мой друг и большой фанат рока... Что называется, звезды сошлись в Новосибирске...

«История рока в нашей стране богата яркими именами и, что не менее важно, имеет множество фанатов и поклонников. Юрий Шевчук является одним из самых мощных и знаковых явлений русского рока...».

Режиссер-постановщик Филипп Разенков

Драматические таланты

В первом составе в роли Фомы выступает актер театра «Красный факел» Антон Войналович. Придумка усилить драматической игрой музыкальные таланты актеров Музкома принадлежит директору и художественному руководителю театра Леониду Кипнису. «Получилась настоящая театральная кооперация, и это здорово», – восклицает Филипп Разенков.
– Я рад тому, что у нас в спектакле участвует актер из очень серьезного драматического театра. У него универсальный талант: Антон и артист, и певец, помимо занятости в текущем репертуаре «Красного факела», он ведет активную концертную деятельность. Это моя мечта – чтобы в Музыкальном театре все актеры стали такими: и петь могли, и двигаться, и играть...

Рок, кавер, «Красный берег»

Еду я на родину.

Пусть кричат  – уродина,

А она нам нравится,

Хоть и не красавица...

На протяжении всего спектакля звучит живая музыка в исполнении кавер-группы «Красный берег». Музыкальный коллектив, созданный в 1999 году, играет эксклюзивные кавер-версии хитов современных исполнителей, ярких представителей эстрады 80-90-х годов, представителей российской рок-культуры, популярнейших исполнителей советской эпохи и др. Группа сотрудничает с Новосибирской государственной филармонией, участвуя в программах, ориентированных на синтез музыкальных жанров и стилей. Принимает участие в российских музыкальных проектах и городских акциях, посвященных знаковым событиям Новосибирска. В 2002 году «Красный берег» записал альбом под названием «Там, где кончается ночь». А в 2015-м участвовал в международном масштабном проекте – постановке французского фолк-рок мюзикла Алана Симона «Тристан и Изольда» на сцене Музкома.

«Кавер-группа – полноценный участник спектакля. Ее ни подменить нельзя, ни заменить живой звук фонограммой – тоже нельзя. Всё это оговаривалось, репертуар составлялся заранее, с учетом их гастрольной деятельности», – говорит Филипп Разенков.

– Ребята выступают с удовольствием! Им это в кайф и за честь. Они очень хотят, чтобы Юрий Шевчук приехал, посмотрел спектакль, услышал их игру... Мы планировали, что маэстро приедет на премьеру, но не срослось. В следующем году группа ДДТ отмечает свое 40-летие. И мы надеемся, что в рамках общероссийского тура Юрий Шевчук приедет в Новосибирск, даст концерт, а на следующий день придет к нам на спектакль. Думаю, что, скорее всего, так и будет...

Остается добавить, что песен, написанных специально к мюзиклу, практически нет. Все вокальные монологи и диалоги – давно существующие композиции, которые зрителям от 40 до 60 прекрасно известны. Ну а тем, кто младше, всё, что происходит на сцене, – просто колоритная историческая экзотика. Ожившие картинки далекого мира, в котором телефоны были большими, песни – идеологически сложными, единственно верным творческим направлением был социалистический реализм. А силой, ведущей в светлое будущее, – КПСС. Да, это наша жизнь и наша история...