ИНВЕСТИРОВАТЬ ЛУЧШЕ В ЗОЛОТО
ИНВЕСТИРОВАТЬ ЛУЧШЕ В ЗОЛОТО

Дата публикации: 20 Апреля 2018

"Новая Сибирь", 20 апреля 2018. 

Инвестировать лучше в золото

Две «Золотые маски», присужденные Новосибирскому музыкальному театру за «Безымянную звезду», в очередной раз дали понять, что у нас можно создавать спектакли высочайшего уровня.

НОВОСИБИРСКИЙ музыкальный театр стал дважды лауреатом российской национальной премии «Золотая маска-2018». Торжественная церемония вручения самой престижной отечественной награды в сфере театрального искусства прошла в Москве на Новой сцене Большого театра. Имена победителей огласили вечером 15 апреля. Солистка Новосибирского музыкального театра Евгения Огнева получила «Золотую маску» за лучшую роль второго плана в мюзикле «Безымянная звезда», а маэстро Александр Новиков удостоился премии за лучшую работу дирижера в этом же спектакле. В нынешней «Золотой маске», подведшей итоги театрального сезона 2016—2017 годов, Новосибирск был представлен двумя театрами. «Старый дом» со спектаклем «Я здесь» по «карточной» поэзии Льва Рубинштейна претендовал на победу в четырех номинациях в категории «Драма», а Новосибирский музыкальный театр представлял мюзикл Александра Шевцова «Безымянная звезда» в рекордных для себя восьми номинациях в категории «Оперетта-мюзикл». Решение драматического жюри оказалось не на стороне «Старого дома», и домой творческая группа вернулась лишь с положительными эмоциями после дважды сыгранного на площадке Московского театра имени Вл. Маяковского спектакля.

ИСПОЛНЕННАЯ на сцене Российского академического молодежного театра «Безымянная звезда» оказалась удачливее. Мюзикл в режиссуре Филиппа Разенкова принес Новосибирскому музыкальному театру девятую и десятую «Маску» по счету. Таким образом, экс-музкомедия оказалась местным лидером по числу лауреатов главной премии страны. Кроме того, труппе принадлежит первенство в количестве номинаций на соискание награды — сорок четыре из приходящихся на Новосибирск девяносто восьми.

«Для Музыкального театра становится традицией привозить с фестиваля по две «Золотые маски», — отмечает заместитель министра культуры НСО Евгений Сазонов. — Так было со спектаклями «В джазе только девушки», «Фигаро здесь!», «Гадюка». Но почти десять лет театр, несмотря на номинации, не получал «Масок». И сейчас это достойная награда и признание театра и Новосибирска как театрального города. Для нас это очень значимо и очень приятно. Почти все областные театры у нас имеют «Маски», но только у Музыкального театра их десять. На примере этой труппы мы видим, как можно готовить здесь, в Новосибирске, спектакли высочайшего уровня. Мы, конечно, понимаем, что дело не в «Масках» — не всегда удается их получить. Но везет тому, кто везет. И такое количество «Масок» говорит о хорошем коллективе, сильных традициях и отличном кадровом подборе. У нас часто говорят о необходимости инвестировать в человеческий капитал, можно сказать, что мы здесь очень качественно инвестируем в человеческий и культурный капитал нашей территории. Лучше всего инвестировать в золото, и десять «Золотых масок» Музыкального театра — прекрасный пример того, как эти инвестиции оправдываются. Дай Бог, традиция выдвижения на премию у нас сохранится, динамика останется положительной, и по-прежнему будут появляться качественные спектакли, которые мы будем представлять как новосибирское искусство в Москве».

Новосибирские лауреаты нынешней «Золотой маски» признаются: победа стала для них ожидаемой и в то же время неожиданной наградой, которая, впрочем, не столько личная, сколько коллективная заслуга. «Надежды и желание получить высокую оценку фестиваля были, — делится впечатлениями лауреат российской национальной премии «Золотая маска-2018» Евгения Огнева. — Но я не очень ждала этой награды — я просто хорошо знала своих конкурентов. И когда со сцены прозвучало мое имя, сбилось дыхание, все сжалось в груди. Очень было волнующе, радостно. Пока я, наверное, не до конца осознаю всего счастья. Гамма чувств и эмоций раскрылась не до конца. Чтобы получить награду, должно было совпасть много факторов. И удача, и яркий образ, и слаженность работы цехов, и подсказки постановочной команды, которая нам помогала и направляла. Все поспособствовало. И мне очень приятно, что наш спектакль и театр тепло принимали. Контакт с залом был чудесным, чувствовался отклик».

«В нашем театре все работают с огромной самоотдачей. Поэтому и у артистов, и у музыкантов, и у всех, кто любит наш театр, было одно желание — чтобы люди были отмечены, — признается главный дирижер Новосибирского музыкального театра, лауреат «Золотой маски-2018» Александр Новиков. — «Маску» получил дирижер, но это работа всего оркестра. Не было мыслей «порвем», «не порвем». Надо было работать. И на фестивальном спектакле ощущалась не нервность от того, как мы переживаем, а нерв от того, как артисты и музыканты стараются. А когда стараешься и получается, нерв еще больше возрастает. Поэтому спектакль был сыгран на максимум. Так, как мы играли в Москве, мы ни разу в Новосибирске не играли, хотя всегда старались на полную катушку. И дело не только в фестивальном воодушевлении. Когда спектакль идет на родной сцене, он претерпевает естественные изменения. А в Москве в силу условий новой площадки, другой акустики и рассадки оркестра мы репетировали с чистого листа. И оказалось, что многие места можно сделать лучше. Мы и сделали. У нас было две активные репетиции с режиссером и балетмейстером, и в результате спектакль получился другой в лучшую сторону».

Несмотря на то что создателям мюзикла «Безымянная звезда» удалось обойти конкурентов лишь в двух номинациях из восьми, итогами поездки на премию-фестиваль администрация Музыкального театра осталась довольна . «Дело не в «Масках». Дело в том, что наш театр очень хорошо играет в Москве. Он всегда собирает полный зал, — признается директор и художественный руководитель коллектива Леонид Кипнис. — Билеты быстро раскупаются, причем по достаточно высокой цене. Всегда переаншлаги и двадцатиминутные овации после спектакля. Жюри и оргкомитет фестиваля прекрасно понимают, что наше участие не просто формальная дань приглашению, — это знаковое мероприятие, которое собирает публику и любителей театра. Поэтому мне приятно, что мы входим в число наиболее любимых москвичами региональных театров и являемся одним из лидеров в своем жанре в России».

Поддерживая репутацию лидера, в следующем году Новосибирский музыкальный театр планирует съездить на гастроли, отметить юбилей со дня основания труппы, провести свой форум музыкальных театров «Другие берега» и по возможности повторить «золотомасочный» успех. 1 июня на сцене бывшей музкомедии состоится премьера спектакля «Римские каникулы». Музыку и либретто к мюзиклу, сюжет которого известен по экранизации 1953 года, напишут Андрей и Нонна Кротовы, а режиссером-постановщиком выступит создатель сценической версии «Безымянной звезды» Филипп Разенков. «Когда я приглашал этого режиссера на первую постановку, я видел его рекомендации и знал, на что он способен. О «Золотой маске» я тогда не думал, — утверждает директор НМТ Леонид Кипнис. — Думать о «Золотой маске» очень опасно. Надо ориентироваться на нашего зрителя. Мы пригласили Филиппа и усилили его той постановочной командой, которая плодотворно поработала и позволила собрать спектакль, имевший успех. Скоро эта же команда приступит к продолжению. «Римские каникулы» — та история, которая у всех вызывает ностальгическое чувство умиления и тоски по старому времени. Все прекрасно помнят фильм. У нас, конечно, нет Одри Хепберн и Грегори Пека, зато у нас есть свои замечательные артисты, которые смогут справиться с этой историей».

Юлия ЩЕТКОВА, «Новая Сибирь» Фото предоставлено пресс-службой НМТ