ПРИГЛАШАЕМ В "МЫШЕЛОВКУ"

ПРИГЛАШАЕМ В "МЫШЕЛОВКУ"

Татьяна Ильина «Советская Сибирь», 19 мая 2003 г.

«...Уникальный спектакль, который 50 лет не сходит с подмостков Лондонского театра...», «... единственный спектакль, занесенный в книгу рекордов Гиннесса за абсолютное долгожительство на сцене...», «...самый умный детектив, из когда-либо сыгранных на сцене...»... Все это - высказывания критиков «Би-би-си» о пьесе «Мышеловка» Агаты Кристи. Радиоскетч «Три слепых мыши», написанный специально по просьбе королевы Марии, матери Елизаветы Второй, затем был переделан в рассказ «Западня» и только потом стал знаменитой пьесой. Ее успех для самой «королевы детектива» был некоторой неожиданностью. Сама она объясняла этот успех тем, что в этой пьесе есть понемногу почти для каждого, для всех возрастов и вкусов. По мере того, как события разворачиваются, зрителю все время хочется знать, что же дальше, а угадать, куда повернет сюжет в следующие несколько минут, трудно.

По приблизительным подсчетам, во всем мире пьесу посмотрели около десяти миллионов зрителей. Теперь возможность познакомиться с героями знаменитой пьесы появилась и у новосибирцев, но возможность еще более уникальная. Композитор Александр Журбин, автор музыки к фильмам «В моей смерти прошу винить Клаву К.», «Эскадрон гусар летучих», «Колье Шарлоты» и т.д., в соавторстве с либреттистом Татьяной Ивановой и поэтессой Лилит написал оригинальное произведение - детектив в жанре мюзикла. Произведение это совершенно новое, только что «из-под пера», и право первой постановки получил Новосибирский театр музыкальной комедии.

Именно необычность, свежесть, оригинальность нового опуса композитора послужили обращению к материалу, весьма нестандартному для театра. Сам Александр Журбин называет «Мышеловку» мюзиклом «офф- Бродвей», что означает «вне Бродвея». Композитор, одновременно работающий и в России, и в Америке, имеет довольно веские основания так классифицировать свое произведение. В Америке, где большой бродвейский мюзикл, мюзикл-шоу, заполонивший в настоящее время подмостки Москвы, давно стал «попсой», рассчитанной на толпу туристов и местных обывателей, истинную популярность приобрело искусство театра «офф-Бродвей». Это искусство для тех, кто относит себя к настоящему, творческому театру, пребывание в субкультуре считается почетным по сравнению с шумной, дешевой популярностью. Весьма велика вероятность того, что в самое ближайшее время российский зритель, «объевшись» шоу- мюзиклами, обратит свой взор на по-настоящему интересный, качественный материал, направленный на повышение уровня интеллектуальности зрительского вкуса, а не наоборот. Одним из шагов в этом направлении станет новая постановка.

...В Лондоне убита женщина, а в только что открытом пансионе супругов Рэлстон собираются гости, каждому из которых есть что скрывать от остальных. И уж совершенно не случайно среди гостей оказывается сержант полиции Троттер... Однако существует еще один нюанс. Это не просто детектив, это иронический детектив. Как сказал сам автор, описывая свое произведение, «все очень весело, иногда, правда, трагично, все-таки героиню убивают...». Поэтому концовка произведения, скажем сразу, окажется весьма необычной.

Веским показателем «качественности» нового материала является то, что за постановочную работу с ним приступил известный кинорежиссер, заслуженный деятель искусств России, лауреат Государственной премии Леонид Квинихидзе («Крах инженера Гарина», «Соломенная шляпка», «Небесные ласточки», «31 июня», «Мэри Поппинс, до свиданья!» и т.д.). Перед началом репетиций режиссер изложил актерам, задействованным в спектакле, свою точку зрения на материал и методы его сценического воплощения: «Не будем вешать никому лапшу на уши. Мы не ставим задачи поставить так называемый «продвинутый», ультрамодный спектакль. Его «продвинутость» видится в другом - в высоком профессионализме актеров, в качественности музыкальной и драматической составляющих «Мышеловки».

По режиссерскому замыслу сценическое пространство делится на два этажа. На первом разыгрывают действо основные герои, на втором оно получает своеобразный пластический комментарий в исполнении артистов балета, одетых в костюмы мышей. Люди и мыши живут в разных измерениях, но иногда их пути пересекаются - все-таки мышеловка одна на всех. Пластика в целом занимает ведущее место в драматургии «Мышеловки». То, что делает балет, сложно назвать просто хореографией. Это, скорее, характеристическая пантомима: имитация мышиной возни передана средствами современного пластического театра. Каждое движение актеров строго выверяется и тщательно прорабатывается, каждый жест несет на себе смысловую нагрузку. Такая «говорящая» пластика делает действие более емким, расширяя его ассоциативные границы. К слову сказать, эту область постановки возглавляет Екатерина Ельфимова, опытный балетмейстер, за плечами которой работа сначала в качестве солистки, а затем как балетмейстера-постановщика в театрах Москвы, Одессы, Симферополя, Майнца (Германия), Веллингтона (Новая Зеландия).

В целом действо обещает быть весьма интересным, содержащим черты традиционализма, в хорошем смысле этого слова, и в то же время отвечающим требованиям современной театральной эстетики. Постановочная группа и актерский состав спектакля делают все возможное, чтобы новосибирский зритель попал в расставленную «мышеловку»...