ПРЕМЬЕРОАКТИВНЫЙ ФИНАЛ СЕЗОНА
ПРЕМЬЕРОАКТИВНЫЙ ФИНАЛ СЕЗОНА

Дата публикации: 31 Мая 2018

"Новая Сибирь". Текст Юлия Щеткова. 

Премьероактивный финал сезона

19 мая, 2018

Последние премьеры сезона театры Новосибирска подготовили в широком диапазоне — от экспериментальной документальной постановки и мюзикла в итальянском стиле до шекспировского сюжета на музыку Radiohead.

ТЕАТРАЛЬНЫЙ сезон подходит к концу. Буквально через месяц-полтора драматические и музыкальные труппы Новосибирска отправятся на летние каникулы, выпустив под занавес финальные премьеры. Выбор достаточно широк, так что имеет смысл скорректировать расписание и забронировать место в зрительном зале. Последняя премьера сезона в театре «На левом берегу» назначена на 17 и 18 мая. Выбор названия не очевиден, но отлично подходит ожидающему тепла городу — «Итальянские фантазии» по произведениям Максима Горького. В основу спектакля лег цикл рассказов «Сказки об Италии», написанный «большим писателем и замечательным человеком» во время первой эмиграции на остров Капри, где политический ссыльный с серьезными художественными амбициями стал самой большой иностранной знаменитостью. Инсценировку горьковской прозы, как и постановку спектакля, осуществил режиссер Александр Нордштрем.

Выпускник ЛГИТМиКа живет и работает в Швеции, однако с Новосибирском его связывают давние отношения: в 1987 году Нордштрем поставил спектакль в театре «Красный факел», затем долгие годы плодотворно сотрудничал со «Старым домом». В профессиональном плане именно столицу Сибири режиссер воспринимает для себя как зону максимального комфорта, а итальянский курорт Капри — как идеальное место для отдохновения и душевного подъема. Поэтому одной из главных задач в работе с актерами над «Итальянскими фантазиями» стало желание «напитать их средиземноморской, неаполитанской природой и культурой». С подачи Александра Нордштрема артисты театра «На левом берегу» читали книги об Италии, рассматривали художественные картины итальянских мастеров, разучивали знаменитые неаполитанские песни, учились танцевать зажигательную тарантеллу и осваивали народные музыкальные инструменты.

«На протяжении спектакля актеры не уходят со сцены, — сообщают в пресс-службе театра. — Преображения будут происходить на наших глазах — от сказки к сказке, от грустной к веселой — и наоборот. А сопровождать, комментировать, играть на различных музыкальных инструментах будет знаменитый Пульчинелла — неаполитанская маска комедии дель арте». Помимо оригинальной неаполитанской музыки в спектакле прозвучат сочинения новосибирского композитора Андрея Кротова. А дополнит сценическую интерпретацию появление самого Максима Горького, утверждавшего, что хорошая музыка способна заставить его забыть обо всем и обо всех на свете. В образе знаменитого писателя выступит заслуженный артист России Сергей Грановесов.

Театр «Старый дом» выпустит последнюю новинку сезона 19 мая. Официальная премьера на родной площадке назначена на сентябрь 2018 года. Это будет документальный спектакль о Новосибирске, в рамках которого творческая группа попытается сформулировать «непроясненную сущность» и найти образ города. В мае же самая экспериментирующая труппа города представит превью science art проекта #Пыль в Технопарке Академгородка. Выбор места не случаен. Проект создается на стыке театра и науки и предполагает интерактивное высказывание об актуальных социальных и технологических процессах, происходящих в современном мире. Участие в эксперименте примут все присутствующие на показе. Результат будет зависеть от действия публики. Тема превью — Новосибирск и Академпарк. «Big Brother больше не смотрит на нас. Все немного изменилось: нейросети ежесекундно генерируют информацию о каждом, и, возможно, мы пока не знаем, что на самом деле управляет нашими реакциями — любовью, чувством вины, чувством прекрасного, страхом — духовное, животное или что-то еще», — утверждают создатели #Пыли. РЕЖИССЕРОМ проекта выступит Михаил Патласов — адепт документального театра, фокусирующий внимание на рассказе со сцены реальных историй обычных людей. Кстати, в сюжет предваряющего премьеру показа вплетены документальные истории ученых Академгородка.

Самым премьероактивным конец нынешнего театрального сезона выдастся в Новосибирском театре оперы и балета. В летний отпуск артисты НОВАТа отправятся в конце июля, но прежде выпустят три премьеры. В мае на большой сцене появится новая версия «Золушки», выполненная по старым лекалам: руководитель балета Михайловского театра Михаил Мессерер восстановит советский балет в постановке хореографа Ростислава Захарова и художника Петра Вильямса, премьера которого состоялась на площадке Большого театра в 1945 году. Этот спектакль заменит «Золушку» в постановке Кирилла Симонова — авторский балет, созданный специально для новосибирской труппы в 2006 году, получивший две «Золотые маски» от жюри главного театрального конкурса страны и выведенный из репертуара решением художественного руководства театра два месяца назад.

Объяснений очередной репертуарной рокировке администрация театра в лучших традициях НОВАТа не дает, но достоинства легендарной «Золушки» расписывает охотно. «Ростислав Захаров и Петр Вильямс создали балет-праздник, пронизанный радостным воодушевлением первых послевоенных дней. Мы хотим сохранить это настроение и подарить зрителям волшебную сказку, которая очарует современных детей и взрослых. Поэтому взяв все лучшее, что было в исторической постановке — эталонную хореографию и яркое художественное решение, — мы обогатили ее достижениями современных сценических технологий», — приводит высказывание Владимира Кехмана пресс-служба театра.

Балетмейстер-постановщик Михаил Мессерер, восстановивший эту же версию «Золушки» в сентябре 2017 года для Михайловского театра, акцентирует внимание на чаяниях публики: «Во всем мире сейчас ощущается жажда балетов с классической лексикой, со сложной пуантовой техникой и блеском мужских партий. И «Золушка» Ростислава Захарова — пример именно такой виртуозной хореографии. В ней есть благородная простота формы, предписанная классической традицией. Это наше наследие, которое мне хотелось сохранить, и я благодарен судьбе, что мне довелось восстановить работу Мастера».

Сценическое оформление спектакля выполняют художник Вячеслав Окунев и режиссер мультимедиа Глеб Фильштинский. Точкой отсчета служат эскизы Петра Вильямса к постановке 1945 года. Динамику сегодняшнего дня обеспечивают современные цифровые технологии. С помощью видеоарта традиционные костюмы и реквизит существуют на сцене как в традиционных живописных, так и в «живых» мультимедийных декорациях. Изображение на нескольких прозрачных экранах мгновенно меняется, перенося действие из одной сказочной картины в другую. В нарисованном помещении можно погулять, переходить из комнаты в комнату и т. д.

«Спектакль Ростислава Захарова и Петра Вильямса родился в особенное время. Только закончилась война — кругом разруха, лишения, а в этом балете — совершенно другой мир: праздничный, сказочный, — поясняет концепцию Глеб Фильштинский. — Тогда, чтобы создать ощущение праздника, счастья, требовалось гораздо меньше, но для своего времени спектакль был сделан замечательно — масштабно и на высоком техническом уровне. Сегодня ожидания зрителя совсем другие, и нам приходится конкурировать уже с кинематографом, с «Золушкой» Диснея, но мы непременно хотели сохранить это ощущение праздника, стремления к мечте. Я уверен, что на сцене НОВАТа «Золушка» будет производить неизгладимое впечатление».

31 мая в зале имени Исидора Зака, на реновированное пространство которого в этом сезоне пришлись все одноактные оперные премьеры, главный режиссер НОВАТа Вячеслав Стародубцев представит первый показ спектакля «Замок герцога Синяя Борода» на музыку Белы Бартока. Постановка приурочена к 100-летию первой постановки оперы (премьера состоялась в Будапештской опере 24 мая 1918 года) и обещает «психологически тонко проработанное повествование, местами напоминающее триллер».

Последняя премьера НОВАТа состоится в конце июля. Балетная труппа воплотит два одноактных балета Эдварда Клюга — «Шепот» (Ssss) и «Радио и Джульетта» (Radio and Juliet). В балете «Шепот» «виртуозо и европейский гений хореографии» гармонично сочетает романтическую музыку ноктюрнов Шопена с современной пластикой и выразительным световым дизайном, а в Radio & Juliet удачно переплетает бессмертный шекспировский сюжет с альтернативной рок-музыкой группы Radiohead.

Новосибирский музыкальный театр планирует выйти на финишную прямую 1 июня. Идея поставить мюзикл «Римские каникулы» по мотивам одноименного фильма Уильяма Уайлера с Одри Хепберн в главной роли принадлежит директору театра Леониду Кипнису. Над драматическими сценами мюзикла работает режиссер Филипп Разенков, чей спектакль «Безымянная звезда» в марте принес новосибирскому театру две «Золотых маски», постановку танцевальных номеров осуществляет хореограф Татьяна Безменова, а художественное оформление — Елена Турчанинова. Авторами музыки и либретто выступает творческо-семейный тандем Андрея и Нонны Кротовых. «Римские каникулы» — это их третья совместная работа с экс-музкомедией. Ранее были созданы мюзиклы «А зори здесь тихие...» и «Вий».

«Леонид Михайлович Кипнис придумывает такие темы, которые, с одной стороны, витают в воздухе, а с другой — абсолютно неожиданны. Так было и с «Римскими каникулами», — рассказывает композитор Андрей Кротов. — Сюжет романтичный и очень классный. Сразу было понимание, что с этим материалом интересно поработать. Мы работали в достаточно тесном контакте с режиссером — отправляли ему готовые материалы, обсуждали, думали. До сих пор продолжается этот процесс творческого взаимодействия и с Филиппом Разенковым, и с музыкальным руководителем постановки, дирижером Александром Новиковым. В этом есть особый интерес — когда спектакль создается уже в команде, потому что идет живой процесс сотворчества, обмена идеями. Сначала общались дистанционно, в скайпе и по телефону. Затем уже лично. От премьеры я жду прежде всего счастья и радости публики. И артистов, конечно! Когда у артистов и музыкантов оркестра горят глаза, эта энергия передается зрителям. Самое большое удовольствие — когда видишь глаза людей, выходящих со спектакля и понимаешь, насколько им было в кайф все это услышать и увидеть. Я очень надеюсь, что «Римские каникулы» станут еще одним любимым спектаклем для исполнителей и зрителей».+

Детский репертуар в уходящем сезоне ожидает одно пополнение. Выпускница Российского государственного института сценических искусств Вера Каратаева поставит на сцене театра кукол спектакль «Карлик Нос». По замыслу режиссера историю о мальчике по прозвищу Карлик Нос зрителям поведает труппа бродячих артистов, которые, передвигаясь в повозке, рассказывают ее всем, кого встречают на своем пути. «Мы попытались сделать историю о душе человека, его внутреннем мире, таланте, — отмечает режиссер спектакля Вера Каратаева. — Каждый человек способен измениться, если захочет — не столько внешне, сколько внутренне: найти свое призвание в жизни, стать добрее, мудрее, реализовать возможности. Этот спектакль о становлении и в возрастном, и в моральном плане».

Юлия ЩЕТКОВА, «Новая Сибирь»