«ТРИСТАН И ИЗОЛЬДА»: ЛЕГЕНДА О ЛЮБВИ И ЛЕГЕНДАРНЫЙ МЮЗИКЛ
«ТРИСТАН И ИЗОЛЬДА»: ЛЕГЕНДА О ЛЮБВИ И ЛЕГЕНДАРНЫЙ МЮЗИКЛ

Дата публикации: 26 Февраля 2015

Марина Чайка, журнал «Мираман», 26 февраля 2015 года

«ТРИСТАН И ИЗОЛЬДА»: ЛЕГЕНДА О ЛЮБВИ И ЛЕГЕНДАРНЫЙ МЮЗИКЛ

Рок, фолк и классика, балет и ирландские танцы, вокальные партии на двух языках, мировые звезды, уникальные костюмы и декорации, восторг зрителей — все это мировая премьера рок-фолк-мюзикла «Тристан и Изольда» на сцене Новосибирского театра музыкальной комедии, состоявшаяся в середине февраля. Побывали. Впечатлились. Рассказываем.

Всем миром - о любви
 

Постановка родилась во Франции, премьера состоялась год назад в театре Le Zenith DeNantes, получив вскоре славу и превратившись в международный проект. Автор — знаменитый композитор, писатель и путешественник Алан Симон. По национальности и в душе он кельт, поэтому не смог пройти мимо вдохновенной древней легенды из знаменитого цикла сказаний о короле Артуре.

Алан Симон, автор проекта, известный французский фолк-рок-музыкант, композитор и писатель (Франция):

— Мюзикл оставил яркие впечатления. Во-первых, я открыл для себя очень хорошую работу сценографа: декорации меня поразили. Во-вторых, понравилось, что оркестр смог добавить к моей музыке хоровые партии, которых не было во французской постановке. В-третьих, захватило действие спектакля. В-четвертых, проект успешно объединяет людей из разных стран, несмотря на то, что мировая политика пытается их поссорить.

Побывав в России, я всегда привожу домой искорки в душе. У вас очень глубокая история, много талантливых людей, а то, что думает Европа, лишь клише. Наши страны должны больше сотрудничать!

В Россию проект привез известный хореограф, режиссер-постановщик Николай Андросов, который вместе с Аланом работал над французской версией. Директор и художественный руководитель Театра музыкальной комедии Леонид Кипнис дал добро, и история ирландской королевны и ее возлюбленного рыцаря в середине февраля предстала перед жителями столицы Сибири и впервые в нашей стране.

Николай Андросов, заслуженный деятель искусств России, режиссер и хореограф-постановщик (Москва):

— Вместе с Аланом я уже выпускал спектакль во Франции. Однако в Сибири работа оказалась более сложной, так как в первом случае мы делали шоу, в котором сцены соединялись музыкой, а в Новосибирске поставили настоящую пьесу с большим количеством драматических сцен. Радует, что некоторые исполнители, которые до постановки были на третьем-четвертом плане в театре, благодаря мюзиклу сделали гигантский скачок в своем развитии. Как пример — артистка хора Настя Качалова. По кастингу мы отобрали ее на роль Изольды, с которой девушка справилась блестяще. Все актеры играли искренне. Это передавалось залу, и я замечал слезы в глазах зрителей. Значит, мы достигли цели! Ведь искусство, которое не трогает, никому не нужно…

О долгожданной премьере писали европейские и российские СМИ, событие обсуждали в театральной среде, им заинтересовались эксперты «Золотой маски». Зрители тоже не спали — билеты уже раскуплены до конца марта, а в дни премьеры пришлось организовать дополнительный показ.

Ажиотаж вызвала уникальность постановки. Работали над ней городами и даже странами. Режиссер — москвич, художник — тюменец, художник по свету — ростовчанка, композитор — француз, главные сольные партии исполнили гости из Австралии и Италии, остальные участники — лучшие в своем деле сотрудники театра.

Творческому коллективу удалось соединить множество разнообразных компонентов. Рок-группа «Красный берег» находилась на сцене вместе с симфоническим оркестром и фолк-ансамблем. Звуки волынки, арфы и флейты гармонично сочетались с игрой классических инструментов. Академический балет перемежался c ирландской чечеткой, а элементы яркого шоу — с драматическими сценами. Тристан солировал в роковой манере, Изольда — в стиле кельтских национальных мотивов. Причем часть песен на английском языке, чтобы зрителю стал понятен их смысл, заканчивали актеры уже на русском.
 

Танцевали днями и ночами

 

— В театре не было спектакля сложнее! В мастерской сделали более 200 исторически стилизованных костюмов, в зале установили дорогущее звуковое оборудование, работала большая группа светотехников, была использована сложнейшая музыкальная партитура, ахудожник по свету создала уникальную композицию, — отметил Леонид Кипнис.

Напряженно работал и балет.

— В постановке много ирландских танцев, поэтому пол трясся днями и ночами. Артисты оставались после спектакля, отрабатывали движения между репетициями и в результате полноценно овладели техникой ирландского танца, хотя этому искусству учатся годами, — рассказал о своих подопечных Николай Андросов.

Кстати, для правильной чечетки были заказаны оригинальные ирландские ботинки. Но они не подошли — каждую пару обуви подгоняли вручную, убирая лишнюю высоту набоек на носке и каблуке.

Завидный жених из Генуи и поющий ангел

Алан Симон специально для мюзикла сделал оригинальные музыкальные аранжировки и на главные партии на время премьерных показов пригласил известных зарубежных солистов, которые работали с маэстро во Франции.

Роберто Тиранти, исполнивший партию Тристана, — вокалист из Италии, известный по работе в культовой для любителей Power Metal группе Labyrinth. Музыкант принял участие в огромном количестве проектов, записал 13 альбомов и сыграл главную роль в итальянской версии знаменитой рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда». На пресс-конференции он выразил восхищение уровнем постановки:

— Здорово, что все играется вживую, без фонограмм. Изумительный оркестр, впечатляющая рок-банда, динамичное действие пьесы. Несмотря на то, что я не знаю русский язык, все было понятно без слов. Если бы мюзикл увидели итальянские продюсеры, для них он стал бы хорошим примером того, как нужно делать подобные проекты.

Шиобан Оуэн (вокальная партия Изольды) — австралийская певица и исполнительница на арфе, в репертуаре которой классические произведения, кельтская музыка и джазовые композиции. Девушка поразила зрителей своим хрустальным сопрано, а сама сделала множество комплиментов Павлу Загорскому, восхищаясь тем, как аккомпанируетисполнителям его группа «Красный берег».

 

Панда на голове и альпинистские кошки

Во время интернационального сотрудничества на театральной кухне приключилось много забавных историй. К примеру, когда распевался Тиранти, к наблюдавшему за процессом Николаю Андросову несколько раз подходили восхищенные девушки с вопросом: «А где он живет?» Приходилось каждой объяснять, что далеко — в Генуе. Когда же пела Оуэн, мужчины в зале дружно резюмировали, что у дивы голос ангела.

Кстати, Роберто уже бывал в России, а вот Шиобан увидела нашу страну и снег впервые. Она даже попросила разрешения его потрогать, а потом вместе с заведующим труппой Евгением Поздняковым с удовольствием играла в снежки.

Ее друзья, узнав о поездке, устроили бурную дискуссию в социальной сети. Одни настаивали: «Возьми фотоаппарат и делай как можно больше кадров», другие спрашивали, есть ли в Сибири белые медведи, третьи называли ее авантюристкой, удивлялись решимости поехать в наш суровый край зимой, советовали набрать больше теплых вещей. В итоге гостью из Австралии было видно издалека — на голове у нее была огромная шапка с изображением панды, а на ногах — ботинки на три размера больше с альпинистскими кошками. Заботливые друзья подарили.
 
Огромный дракон и аплодисменты стоя

Спектакль потряс. В дни премьеры зрители аплодировали стоя, вызывали участников на бис, просили вновь исполнить главные сольные партии. Сюжет, вдохновляющий поэтов и музыкантов на протяжении веков, пронзительно и по-новому зазвучал на театральной сцене. Интересной задумкой оказалась тройственность главных героев. Легендарных Тристана и Изольду представляли солисты театра, зарубежные гости исполняли вокальные партии, а танцоры балета олицетворяли души персонажей.

 

Художник-постановщик Алексей Паненков, костюмеры и декораторы сделали необыкновенную красоту на сцене. Килты, яркие костюмы царственных особ, рыцарские доспехи, мечи… Антураж погружал в Средневековье, угадывались то замок среди скал, то ночной сад, то корабль, мчащий златовласую невесту к корнуэльскому королю. А в начале спектакля зрителей ждал сюрприз — огромный движущийся дракон!

Игра актеров была очень вдохновенной. Сцены расставания возлюбленных, смерть Изольды и последний монолог Тристана действительно заставляли смахнуть слезу.

На главные роли утвердили несколько артистов театра. Изольду исполняют Анна Фроколо, Анастасия Качалова и Анна Ставская. Тристана — Алексей Штыков и Андрей Дорошенко. После отъезда Шиобан и Роберто все вокальные партии они исполняют самостоятельно.

P.S.
 

Несмотря на плотный график, заграничным гостям все же удалось погулять по Новосибирску. Некоторые горожане наблюдали, как в ледовом городке французский композитор и итальянский вокалист вместе с русскими ребятишками катались с горок, а австралийская певица с восхищением рассматривала ледяные фигуры и трогала пушистый снег.

Фото: предоставлены Новосибирским театром музыкальной комедии