СТРАСТИ ПО ЭМ ("ВЕДОМОСТИ")
СТРАСТИ ПО ЭМ ("ВЕДОМОСТИ")

Дата публикации: 18 Января 2018

КУЛЬТУРА, В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ, "ВЕДОМОСТИ".

18.01.18

Страсти по ЭМ

Мюзикл о любви, бессмертии и ценности человеческой жизни собирает аншлаги в Новосибирском музыкальном театре.

От некоторых сцен мурашки по коже — к примеру, танец Проводника душ в царство смерти со свитой, несущей урну с прахом. На протяжении всей истории эта компания будет упорно и молчаливо разыскивать и преследовать главную героиню, которая, как выяснится, совсем не спешит в царство смерти.

Обворожительная женщина редкой красоты, знаменитая певица Эмилия Марти (Елизавета Дорофеева, Дарья Войналович) приезжает в город N на гастроли. Неожиданно она оказывается заинтересованной в судебном расследовании по делу Грегора-Пруса, которое «передаётся по наследству, как болезнь» и тянется уже сто лет…

Фантастической пьесе Карела Чапека «Средство Макропулоса» без малого сто лет, написана она в 1922 году во времена расцвета идей и споров о продлении жизни. На театральных подмостках пьеса идёт с завидным постоянством. Российскому зрителю она известна по музыкальному фильму «Секрет её молодости» Евгения Гинзбурга с Людмилой Гурченко в главной роли. Авторы мюзикла, премьера которого состоялась 20 декабря в НМТ, композитор Владимир Баскин и драматург Константин Рубинский, создали по мотивам пьесы развёрнутое музыкально-драматическое произведение о любви, бессмертии и ценности человеческой жизни.

«Адаптируя весьма запутанную, перенасыщенную генеалогией пьесу для музыкальной сцены, драматург хотел, чтобы словам было тесно, а чувствам просторно; это спектакль состояний, он открыто эмоционален и потому динамичен, — пишет московский критик Валерий Кичин. — Диапазон — от лирики, гротеска и эксцентриады до пафоса и яростного отчаяния. Стилистика музыки вырастает из плотных, насыщенных симфоджазовых звучаний в роскошной, я бы сказал, оркестровке с обилием ярких, запоминающихся мелодий и острых синкоп, азартно, но чётко исполняемых даже в сложных ансамблях — профессиональная выучка вокалистов впечатляет».

Над спектаклем работала молодая команда постановщиков. Режиссёр Екатерина Василёва (главный режиссёр Челябинского театра оперы и балета) максимально задействовала драматическую линию материала. Сатиричный подтекст читается лишь в деталях вроде голубей-самолётов, с которыми играет влюблённый Янек (Антон Лидман, Никита Воробьёв), или в ярком выходе под звуки латинос старика Гаука-Шендорфа (Александр Выскрибенцев, Андрей Пашенцев), опирающегося на ходунки: узнав в Эмилии свою возлюбленную, он бросается в зажигательный танец.

Отдельного внимания заслуживает сценография авторства Софьи Кобозевой, выпускницы факультета сценографии РАТИ-ГИТИСа. Декорации-трансформеры из множества ящичков-кубов перестраиваются на глазах, превращаясь то в театральную лестницу, то в кровать-подиум, то в колумбарий, а их глубокий тёмно-зелёный цвет выдаёт стремление к богатству и успеху большинства или «зелёную тоску» героини. Зрителям же скучать не приходится: трансформации пространства сопровождаются постоянным движением — хореография Ярослава Францева продумана и органична.

Спектакль украсили музыкальные партии с запоминающимися лейтмотивами. Особенно красивое и выразительное трио в исполнении Михаила Полубоярцева, Александра Крюкова и Никиты Воробьёва можно увидеть на странице спектакля на сайте театра.

Чапек признавался, что «хотел сказать людям нечто утешительное, оптимистическое»: «Мне думается, что считать, скажем, шестидесятилетний срок жизни неплохим и достаточно продолжительным — не такой уж злостный пессимизм…» Продолжительность средней человеческой жизни увеличилась, но человечество продолжает искать рецепт её продления. Может быть, ценно не количество лет, а то, что имеешь сейчас, в этот миг?

Елизавета Дорофеева Следующие показы состоятся 31 января, 21 февраля и 9 марта. Марина ШАБАНОВА | Фото Дмитрия ХУДЯКОВА