ТАЙНЫ СЕМЬИ МАКРОПУЛОС. ВЕСТИ
ТАЙНЫ СЕМЬИ МАКРОПУЛОС. ВЕСТИ

Дата публикации: 22 Декабря 2017

ВЕСТИ РОССИЯ 24 

«Тайны семьи Макропулос» 

Текст: Алёна Беляева.

Музыка, танцы, бессмертие – история путешествия инициалов «Э. М.» во времени от Древней Греции до конца XIX века. В Новосибирском музыкальном театре инсценировали «Средство Макропулоса». Какой вкус принудительного долголетия у чешского писателя Карела Чапека – читайте в материале «Вестей».

 «Представьте бессмертие, когда даже брак длиной в полвека покажется приключением на одну ночь. Представьте, как моды сменяют друг друга, стремительно — не уследишь. Представьте, как вы путешествуете по миру из года в год, пока не изучите его весь, каждый квадратный дюйм, и вам станет скучно…» Чак Паланик

Эликсир вечной молодости как нечто невероятное и притягательное – не только безумная идея писателей-фантастов – в заголовках интернет-статей нет-нет да наткнешься на серьезные научные исследования. Последние говорят о том, что человеческая ДНК рассчитана на 440 лет воспроизводства. Получается, что это есть теоретический предел жизни. Но как его достичь? И сегодня все это – за гранью понимания. В пьесе Чапека рецепт якобы существует, как и первый пациент, принявший зелье – Эмилия Марти, женщина, которая сводит с ума всех мужчин. Во время гастролей у певицы просыпается пылкий интерес к наследству некоего барона Йозефа Пруса. И дело не в деньгах. Она готова помочь одному из борцов за крупные суммы только ради конверта. В нем-то и спрятан рецепт загадочного средства Макропулоса. Сюжетные линии, истории прошлых жизней Марти переплетаются одна за другой. Итог – Элина Макропулос, Элен МакГрегор, Эмилия Марти и еще несколько дам с аналогичными инициалами – жизнь одной женщины, жизнь длиной в триста лет.

 Испытания временем начались после того, как ее отец-лекарь изобрел для императора волшебный эликсир. Властитель приказал испробовать средство на дочери, а девочка оказалась с невероятным талантом. Мощный, пронзающий голос артистки Елизаветы Дорофеевой – под стать роли. Правда, в первых сценах общим напором непревзойденную Марти, кажется, затмила массовка. Буйство цветов и эмоций обуяли пространство сцены, но актерский рывок был сделан, пусть и слегка истеричный. В сцене с признанием Эмилии актриса, наконец, собрала образ бесстрастной, эгоистичной, холодной и отчаянной. Что касается режиссуры, спектакль вышел вполне приемлемым и для любителей экзотики, и для прожжённых консерваторов. Васильева не доводила историю до абсурда: гармоничная откровенность – и в танцах «актрис легкого поведения», и в постельной сцене. Последняя, кстати, напомнила первые кадры фильма Ларса фон Триера «Антихрист», правда, не настолько прямолинейно. Сын одного из претендующих на наследство погибает, пока на отца и Эмилию Марти нахлынула страсть. Только есть странная игра контраста: от пафосного любовного зрелища с белыми простынями, балетными адажио и патетической музыкой – к бытовому, абсолютно бесцеремонному диалогу. Фраза – как юмористический булыжник. Зритель удивляется и смущенно смеется. Возможно, этого и добивалась постановочная группа.

Декорации без вычурности. Зеленый мрачный склеп – как мебель «умного дома»: легко собирается, легко разбирается. Из древнегреческого антуража Элины Макропулос – лишь керамические урны, прозрачные ткани. «Таков «модульный» мир нашей главной героини, то, как она воспринимает реальность уже в таком немного трехмерном пространстве», – в интервью корреспондентам программы «Вести-Новосибирск» рассказала режиссер мюзикла Екатерина Васильева. Актерский состав работал, в целом, слаженно. Первые мизансцены давались, конечно, с трудом, что можно списать на премьеру. И даже несколько зачинающих партий показались немного разобщенными – голоса шли вразрез друг с другом. Возможно, проблема была и в аппаратуре. Страдала и четкость речи. Но во втором акте таких недочетов уже не было. На протяжении двух с половиной часов вокальным резонером сильных мужских и женских голосов была Евгения Огнева. Роль тихой, скромной, наивной дочери архивариуса Витека ей, кажется, далась легко. Нежный и пронзительный вокал только усилил эффект. Музыкальная основа для пьесы была удачна. От похоронных, угнетающих напевов – до бродвейских, легких мелодий. Благозвучно. Работу светорежиссера тоже стоит отметить – здесь выбраны всевозможные мрачные оттенки: тусклый желтый, обостряющий обстановку фиолетовый, холодный голубой, ослепляющий белый. Цвет погружает в атмосферу.

Финальным аккордом (ради которого, с уверенностью можно сказать, стоит смотреть спектакль!) становится сцена с черным ангелом. Марти укрощает страх смерти и напористо решает не принимать средство. Без страховки поднимается на стену, где с распростертыми крыльями ее ждет оборотная сторона вечности.

Полный зал. Бурные аплодисменты. Одна из премьер музыкального театра, которая определенно будет пользоваться популярностью. В сети уже опубликовали тизер, он передает сценический климат мюзикла.

АЛЁНА БЕЛЯЕВА / ФОТО: ВИКТОР ДМИТРИЕВ, ЕКАТЕРИНА СМАЛЬ