ВРЕМЯ СОБИРАТЬ МАСКИ
ВРЕМЯ СОБИРАТЬ МАСКИ

Дата публикации: 24 Апреля 2009

Ирина Тимофеева «Ведомости», 24 апреля 2009 г.

«Золотая маска», как замечает директор театра музкомедии Леонид Кипнис, — это вам не футбол, где с забитым голом не поспоришь. Соревнование в области театра весьма условно. Тем не менее стать номинантами «Золотой маски», а значит, поучаствовать в гонке за высшей театральной наградой, спят и видят все театры России, уверен Леонид Михайлович.

Лауреаты премии, если обобщать, определяются делением на две столицы. Но есть в числе участников и те «провинциалы», которые регулярно отстаивают свое право на «Маску». Среди них — традиционный «дуэт» музыкальных театров Новосибирска. И у театра музкомедии, и у театра оперы и балета давно открыт «масочный» счет. Но, как показало 18 апреля — день объявления новых лауреатов, — счет этот далеко не окончательный. На этот раз местные театры вернулись домой с ничьей — 2:2. «Баядерка» театра оперы и балета была отмечена «Масками» в номинациях «Балет /работа дирижера» (Андрей Данилов) и «Балет/современный танец/мужская роль» (Игорь Зеленский), а мюзикл «Гадюка» новосибирской музкомедии победил в режиссерской (Гали Абайдулов) и дирижерской (Эхтибар Ахмедов) номинациях. Но, как считает один из героев дня Эхтибар Ахмедов, с победой можно поздравить и город. А по рассказам Леонида Кипниса, который принимает поздравления от коллег из сибирских театров, воспринявших успех новосибирцев как свой, — и регион в целом.

«Когда вы узнали о победе? Неужели как все, 18 числа?» На этот вопрос с намеком на подковерные игры Леонид Михайлович отвечает еще более остроумно: «О победе я узнал в день премьеры “Гадюки”». С того дня он был уверен, что столь неординарная работа, мировая премьера мюзикла по повести Алексея Толстого, в которой вокальный, пластический и драматический планы воспринимаются как единое целое, не может быть незамечена на фестивале «Золотая маска». И дело не только в количестве наград — куда большим знаком отличия для директора театра является тот резонанс, который спектакль может создать среди театралов.

И, кажется, замысел оправдался. Первую ласточку большого успеха принес показ «Гадюки» во время Сибирского театрального форума. «Наш спектакль посетило большое количество директоров, главных режиссеров из других городов и других практиков от театра. В антракте они врывались ко мне в кабинет, просили программки, а директор екатеринбургского музыкального театра, наш главный конкурент на “Золотой маске”, схватившись за телефон, говорил кому-то: “Я смотрю потрясающий спектакль!”» — вспоминает Леонид Кипнис. А дальше — больше: предложение провести специальную пресс-конференцию по «Гадюке», допоказы и благодарности режиссеров других театров за возможность увидеть этот спектакль…

Несмотря на то что в номинации «Оперетта/Мюзикл» было заявлено пять спектаклей, настоящим тяжеловесом среди них была лишь екатеринбургская «Екатерина Великая» — в том смысле, что удельный вес пиара вокруг этого мюзикла был несопоставим с другими. И даже в присутствии державной особы «Гадюке» удалось выиграть в двух номинациях. Леонид Кипнис называет их основными: притом, что работы режиссера и дирижера в театре музыкальной комедии оценены на отлично, спектакль обречен на успех. И все же на вопрос, довольны ли вы, Леонид Михайлович с улыбкой отвечает: нет. Потому что «Золотых масок», по его мнению, были достойны, без преувеличения, сразившая московскую публику Елизавета Дорофеева и Ярослав Шварев, очень качественно сыгравший в двух разноплановых образах — Брыкина и Педотти.

Впрочем, эти артисты ни единым словом не выказали огорчения. Елизавета Дорофеева рассказала о том прекрасном чувстве единения труппы, которое пережили на фестивальном показе. А Ярослав Шварев сказал несколько слов о том, как было волнительно при подготовке спектакля, когда на новой площадке не получались некоторые технические вещи: а ведь малейшая неточность могла повлиять на восприятие спектакля! «Волнение прошло, когда я начал работать. Единственный момент, когда заколотилось сердце, когда объявляли номинацию». И даже неприятный эпизод с отключением микрофона у Дмитрия Суслова сыграл на руку: кто-то и вовсе этого не заметил, а те, кто заметили, уяснили для себя, что в Новосибирском театре музкомедии артисты владеют оперным вокалом…

Сцена Российского академического молодежного театра — счастливая для новосибирцев. Пятый раз наш театр музкомедии, отыграв здесь, уезжает из Москвы с «Масками». Приятные «бонусы» такого выступления — внимание известных людей. В зале можно было увидеть Владимира Оренова, Григория Гоберника, которые пришли поддержать новосибирский театр, за кулисы после показа «Гадюки» пришел восторженный Герард Васильев... Композитор Александр Колкер, на музыку которого и был поставлен спектакль, на фестивальном показе не был (он недавно перенес операцию), но присутствовал на церемонии награждения. И хотя обычно композиторы очень ревностно относятся к постановке своих музыкальных произведений, «Гадюку» он воспринял с большим воодушевлением… А после в интернете стали разгораться споры — даже скорее не театрального, а идеологического толка. Это ли не победа?

Что дальше? Все очень просто. «Мы специально ничем удивлять не собираемся. Будем искать новые ходы, новые решения». А там и до следующей «Маски» недалеко.