Леонид Кипнис: К нам едут не зарабатывать!
Леонид Кипнис: К нам едут не зарабатывать!

Дата публикации: 29 Сентября 2013

Юрий Татаренко. Новая Сибирь, № 39 (1089), 29 сентября 2013 г.

На фестиваль «Другие берега» собираются лучшие современные музыкальные спектакли российского происхождения.


Леонид Кипнис: К нам едут не зарабатывать!

СЕГОДНЯ, 27 сентября, открывается второй всероссийский театральный фестиваль новых музыкальных проектов «Другие берега», проводимый Новосибирским театром музыкальной комедии. Директор театра Леонид Кипнис в беседе с нашим корреспондентом рассказал о фестивале подробнее.

— Леонид Михайлович, выходит, в очередной раз можно говорить о том, что новое — хорошо забытое старое? Первый фестиваль «Другие берега» вы провели 9 лет назад, в апреле 2004 года…

— И был хороший резонанс! Заявки на участие в следующем фестивале прислали музыкальные театры со всей страны — Пятигорска, Волгограда, Москвы… Сильный интерес к «Другим берегам» имеет свое объяснение. Общее правило для всех отечественных музыкальных фестивалей: представление некой панорамы спектаклей самого разного характера без какой-либо конкретизации, отчего фестивальные афиши порой напоминают слепленный наспех снежный ком. Такой подход нам кажется достаточно ущербным: нет стимула к развитию российских авторских школ — композиторских, драматургических. У нас же существует четкая концепция: на «Другие берега» собираются лучшие современные музыкальные спектакли российского происхождения. И, оказалось, для музыкальных театров страны наш фестиваль стал большим стимулом: очень многие решили поставить у себя только что созданные произведения и привезти их к нам. В идеале «Другие берега» — это парад мировых премьер.

В 2004 году на фестивале было показано шесть спектаклей. Открывались питерской рок-оперой «Капитанская дочка» на музыку Андрея Петрова. Красноярцы привезли первую постановку в России «Инкогнито из Петербурга» композитора Виктора Плешака — очень хороший спектакль. За него они вскоре получили «Золотую маску» — если не ошибаюсь, единственную на сегодняшний день. Театральная Сибирь была представлена также Барнаулом и Кемерово.

Новосибирский театр музыкальный комедии, хозяин площадки, показал «Мышеловку», музыку к спектаклю написал Александр Журбин. А на закрытии фестиваля была «маленькая оперетта» «Чайка» столичного театра «Школа современной пьесы» — еще одна работа Журбина. В постановке Иосифа Райхельгауза были заняты прекрасные артисты Альберт Филозов, Ирина Алферова, Владимир Качан.

Помню, Алферова после нашей «Мышеловки» влетела ко мне в кабинет со слезами на глазах и требовала встречи с артистами, чтобы поблагодарить их. А затем она позвонила Райхельгаузу: «На фестивале такой высокий уровень — давайте начинать репетировать, а то еще, не дай Бог, провалимся!» Но москвичи тогда отработали просто блестяще.

Теперь по поводу вынужденной паузы. Несмотря на то, что «Другие берега» вошли в программу Министерства культуры РФ, долгое время на проведение второго фестиваля не находилось средств. Да и на первые «Берега» некоторые театры приезжали за свой счет — а красноярцы вообще жили в вагонах РЖД. В этом году деньги наконец-то нашлись, очень помог фестивалю наш губернатор Василий Алексеевич Юрченко, председатель наблюдательного совета нашего театра.

— И каков же, если не секрет, бюджет фестиваля?

— Бюджет многомиллионный. При этом, замечу, цены на билеты у нас вполне демократические. Максимальная цена — 4,5 тысячи, минимальная — 300 рублей. Поэтому почти все билеты на фестивальные спектакли уже проданы.

— А что в программе фестиваля будет помимо спектаклей?

— В прошлый раз на встречу с директорами музыкальных театров мы пригласили несколько ведущих российских композиторов: Александра Журбина, Марка Самойлова, Виктора Плешака, Андрея Петрова. Были организованы презентации новых произведений в формате репертуарного совещания. Именно на нем буквально взлетел молодой новосибирский композитор Андрей Кротов, показавший свои музыкальные зарисовки по сказкам Чуковского. А затем в нашем театре на музыку Кротова были поставлены балет «Буратино», детский мюзикл «Слоненок» и большой серьезный спектакль «Зори здесь тихие».

В рамках «Других берегов» проводились и обсуждения спектаклей фестиваля музыкальными и театральными критиками. Согласитесь, профессиональный разбор спектаклей — тоже полезное дело для всех. Сейчас к нам снова приедут композиторы и либреттисты, директора и актеры театров. Из Барнаула ждем алтайский десант — только из музыкального театра собираются приехать два десятка человек. Так что у нас будет настоящая театральная ярмарка, только без круглых столов и запланированных презентаций. Конечно же, зовем и критиков. Но не уверен, что будет обсуждаться каждый спектакль — это зависит от пожелания самих театров.

— Как составлялась афиша фестиваля с подзаголовком «Лучшие мюзиклы России»? Новосибирцы увидят спектакли, проверенные временем — или лично вами?

— Театры присылали видеозаписи своих лучших постановок. Мы отобрали семь спектаклей, из них четыре московских, а еще три представляют города Сибири: Кемерово, Красноярск и Северск Томской области. ФЕСТИВАЛЬ откроется 27 сентября спектаклем нового Московского театра мюзикла «Растратчики», в основу которого легла одноименная повесть Валентина Катаева. Композитор спектакля и исполнитель главной роли — всем известный Максим Леонидов. Продюсерами этой постановки выступают не менее известные люди: Михаил Швыдкой и Давид Смелянский. Любопытно, что это первый выезд «Растратчиков», и на опыте новосибирского показа москвичи будут отрабатывать принципы последующей гастрольной деятельности.

28 сентября Музыкальный театр Кузбасса (Кемерово) покажет лирический мюзикл «Алые паруса». Особо отмечу: наши земляки используют музыку не Максима Дунаевского, а молодого композитора Валерии Лесовской. Этого спектакля я не видел, но слышал о нем только хорошее — к примеру, то, что кемеровский театр гордится этой постановкой.

На следующий день, 29 сентября, Московский государственный театр под руководством Геннадия Чихачева покажет мюзикл-притчу «Плаха» по знаменитому роману Чингиза Айтматова. Это такой театральный эксперимент на серьезные темы, композитор спектакля — Александр Кулыгин. Между прочим, в этой постановке мы увидим на сцене сразу несколько бывших новосибирских артистов. На один день к нам вернутся Евгений Башлыков, Константин Скрипалев, Владимир Куркин, Юрий Красов. 30 сентября в афише фестиваля вновь рок-опера Андрея Петрова «Капитанская дочка», только на этот раз ее представит московский музыкальный театр «На Басманной».

Затем 1 октября мы увидим Северский музыкальный театр. Томичи сыграют мюзикл «Безымянная звезда». Слово «сыграют» здесь не случайно. Участники этого спектакля при качественном вокале работают как настоящие драматические артисты! Очень известна «Безымянная звезда» на музыку Марка Самойлова, но наши соседи привозят работу композитора Александра Шевцова. Так что оценим ее — как, впрочем, и музыкальную интерпретацию дирижера-постановщика Эхтибара Ахмедова, много лет прослужившего в нашем театре.

2 октября — последний фестивальный спектакль, поставленный в Сибири. Красноярский музыкальный театр привозит «Голубую камею», мюзикл о княжне Таракановой, написанный Кимом Брейтбургом и Кареном Кавалеряном. Яркая постановка, видел ее на фестивале музыкальных театров в Омске.

И завершается наш фестиваль проектом Егора Дружинина (Москва). 3 октября нам предстоит увидеть интереснейшее зрелище — спектакль без слов «Всюду жизнь». Он объехал, наверное, все фестивали мира. Классный спектакль — смешной, задорный! Кстати, Дружинин уже был в Новосибирске, он посмотрел нашу масштабную премьеру «Сирано де Бержерак» и решил, что мюзиклы — это наша специализация! (Смеется.)

Таким образом, мы показываем различные подвиды современного мюзикла: шоу, притча, рок-опера. Особо радует тот факт, что театры едут к нам не заработать, а творить, показать, на что способны.

— 7 спектаклей — очень музыкальное число. А что не удалось привезти в Новосибирск?

— Действительно, фестивальная программа могла быть шире. Увы, пространство нашей сцены не позволяет принять некоторые иногородние постановки. Очень интересен питерский спектакль «Бал вампиров», триумфатор последней «Золотой маски». Но это музыкальный импорт, а мы приглашаем спектакли исключительно «made in Russia»! Кроме того, эту постановку практически никуда не вывезти, она требует очень серьезной реконструкции сцены. Очень хотела приехать к нам Екатеринбургская музкомедия, только что отметившая свое 80-летие. Но вот незадача, в рамках празднования юбилея они уезжают на две недели в Сочи. Я видел несколько их спектаклей, но отмечу «Мертвые души» на музыку Александра Пантыкина — совершенно блестящая постановка!

Рассчитывали мы и на один из хабаровских спектаклей: нашумевший «Иван Чонкин» режиссера Владимира Оренова или их недавнюю замечательную премьеру «Два бойца», поставленную Леонидом Квинихидзе. И тут случился печально известный форс-мажор. Но контакта с дальневосточниками мы не теряем, сбор от одного из фестивальных спектаклей будет перечислен пострадавшим от паводка жителям Приамурья.

Очень жаль, что не получилось показать новосибирцам спектакль Московского театра оперетты «Цезарь и Клеопатра» на музыку Журбина, в нем блистает народный артист Герард Васильев, кстати, некогда служивший в нашем театре. Не смогли мы привезти и еще один мегапроект — ligt-оперу того же Журбина «Жизель». Причем Басков и Максакова были готовы спеть бесплатно! Но спектакль не поместился бы на нашей сцене. Была идея выезда «Жизели» в ДКЖ, но там не оказалось свободного дня, увы. Ситуация по-настоящему непростая: музыкальные спектакли — густонаселенная история. Хор, балет, оркестр, солисты, обслуживающий персонал — доходит до сотни человек. Всех надо разместить, накормить…

— С какими еще сложностями вы столкнулись?

— Фестиваль очень труден с точки зрения организации. Проведена колоссальная подготовительная работа. Возьмем тех же «Растратчиков». Специально для них мы арендуем три синтезатора, остальную необходимую звукоаппаратуру везем вообще из другого города! Нашли лебедки для травалатора — специальной сценической платформы, на которой декорации перемещаются в режиме нон-стоп.

— Нельзя не заметить, что в фестивальной афише представлена не вся музыкальная Сибирь. А где же спектакли театров нашего города? Было бы очень интересно сравнить «Алые паруса», поставленные в «Глобусе» и Кемерово.

— Неучастие в фестивале местных коллективов — это было нашим принципиальным решением. «Другие берега» — это то, что в Новосибирске можно увидеть единственный раз. А репертуарные спектакли «Глобуса» или нашего театра играются регулярно весь сезон, дважды в месяц или даже чаще.

— Нетривиальный подход хозяев фестивальной площадки, что и говорить!

— А нечего себя выпячивать! Хотя мы знаем, чего стоим: считаю, наши артисты очень профессиональны, они уступают москвичам разве что в уровне раскрученности. Но еще раз подчеркну: отсутствие новосибирских театров в фестивальной афише не означает, что в городе не ставятся современные мюзиклы. В «Глобусе» с успехом идут «золотомасочные» «Алые паруса» Максима Дунаевского. В нашем театре есть «ДубрOFFский» с чудесной музыкой Кима Брейтбурга, мюзикл «Сирано де Бержерак» Владимира Баскина, репетируется «Карлсон» Андрея Семенова.

— «Другие берега» носит подзаголовок «лучшие мюзиклы России». Мы увидим действительно лучшее?

— Сейчас активно существуют так называемые проектные мюзиклы. Но, как правило, это постановочные кальки со спектаклей Лондона и Нью-Йорка. И музыка в них не отечественная. Кроме того, ряд столичных мюзиклов работает на проектной основе. Собрались, отыграли определенное количество спектаклей — и до свидания! Повторюсь, наша задача — не просто показать некие шедевры. «Другие берега» инициируют создание собственных музыкальных спектаклей-событий.

— Скажите, а третий фестиваль мы будем ждать как третьего пришествия? Вам не кажется, что «Другие берега» у слишком уж широкой реки, ведь перерывчик-то между первым и вторым фестивалями был нешуточным?

— Наш губернатор заявил, что рассчитывает на следующую периодичность фестиваля: раз в два года. Это позволит поддерживать имидж Новосибирска как культурной столицы Зауралья и центр притяжения российских культурных инициатив. На эту идею будет работать и строительство нового здания театра, на которое мы очень рассчитываем.

— Так-так, а с этого места можно поподробнее?

— До конца года должен быть готов проект нового театра, предусматривающий строительство двух залов — в две очереди, без остановки основной деятельности театра. Сначала должен появиться большой зал, который первое время сможет работать автономно. Место под застройку — Центральный парк, вдоль улицы Каменской, ближе к музыкальному колледжу. После этого существующее сейчас здание театра сносится, и вместо него строится второй корпус — комплекс, вмещающий в себя малый зал, репетиционные помещения, цеха. Рассчитываем попасть в областной бюджет на 2014-2016 годы. Губернатор мечтает о том, чтобы новый театр появился через три года.

— Но вы же реалист…

— А я реалист — и думаю, что этот процесс вполне может занять и пять лет. Театр — это же не только стены и крыша… Не считая фасада и интерьеров, у нас будет очень современное сценическое оснащение. Наши партнеры, питерские проектировщики, которые принимали участие в реконструкции Александринского театра и второго здания Мариинки, предоставили нам видеоинсталляцию, каким будет наш театр. Скажу вам без ложной скромности, картина производит сильное впечатление.

— Так пусть же время на реконструкцию, сколько бы она ни заняла, пролетит как можно скорее!