На аптекарских весах
На аптекарских весах

Дата публикации: 28 Ноября 2012

Татьяна Шипилова. Советская Сибирь, 28 ноября 2012 г.

Ежегодная новосибирская театральная премия «Парадиз» нашла своих героев Новосибирский фестиваль-премия «Парадиз», подводящий итоги театрального года, отметил в этом году 25-летие. Но сама церемония вручения наград новосибирским актерам и театральным деятелям, несмотря на юбилейную дату, была совершенно лишена пафоса и отличалась теплой атмосферой домашнего праздника. Ведь пафос — это всегда желание приподняться над ситуацией, а «Парадиз-2012» в этом нисколько не нуждался. Потому что сезон в наших театрах удался на славу. И это не только субъективное мнение новосибирцев.

Еще в кулуарах, до начала праздника, председатель жюри — доктор искусствоведения, заведующий кафедрой русского театра Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства Юрий Барбой, не открывая секретов, говорил, что город с таким успешным театральным сезоном надо просто поздравить:

— Споры в жюри были вовсе не жаркими — нам приходилось пользоваться на самом деле аптекарскими весами: трудно выбирать лучшее из очень хорошего. Афиша фестиваля была небольшой, но очень качественной. То есть можно сказать, что все спектакли были достойны «Парадиза». Такое бывает не каждый раз, но если говорить о тенденции, Новосибирск прекрасно смотрится в контексте российского театра. Более того, если в театральных кругах столиц в последние годы явно поселилось настроение о некоем тихом застое отечественной сцены, то в вашем городе, где я не в первый раз в жюри, этого нет. У ваших театров заметно все более и более свободное владение современным театральным языком. Причем это делается органично, без каких-либо сверхусилий. Никто не надрывается, чтобы быть в русле, в моде — это их язык, и традиционные «жизнеподобные» спектакли о взаимоотношениях людей у вас встречаются все реже и реже.

…И вот торжественная бравурная музыка — церемония началась. На экране над сценой камерного зала филармонии промелькнули знаковые кадры — сначала из спектаклей золотого фонда новосибирских театров. И зрители, а это в основном были актеры и люди, так или иначе причастные к театру, узнавали в них корифеев сцены нашего города, тех, кто заложил основу высокой театральной культуры. По этой же логике — логике благодарности и признательности — первая премия «Парадиза» была вручена за выдающийся вклад в театральное искусство Новосибирска Николаю Афанасьевичу Бирюле, более сорока лет возглавляющему областной театр кукол.

Вручение всех остальных наград (20 номинаций) также можно было сравнить с динамичной кинолентой про нынешний театральный год. На сцену выходили кумиры новосибирской публики — действующие лица самых главных в прошедшем сезоне премьер. И эмоции, полученные благодаря их искусству и самоотдаче на спектаклях зрительным залом, возвращались к актерам, режиссерам, хореографам, художникам нарядными призовыми статуэтками, цветами и аплодисментами коллег.

ГЛАВНЫЕ НАГРАДЫ ПРЕМИИ «ПАРАДИЗ-2012»:

Ирина Чурилова — лучшая женская партия в опере (Маргарита, «Фауст», НГАТОиБ);

Павел Янковский — лучшая мужская партия в опере (Валентин, «Фауст», НГАТОиБ); Елена Лыткина — лучшая женская партия в балете (Гюльнара, «Корсар», НГАТОиБ);

Иван Оскорбин — лучшая мужская партия в балете (Конрад, «Корсар», НГАТОиБ);

Сергей Поваляев — премия «Надежда» (заглавная партия в опере «Джанни Скикки», НГАТОиБ);

Анна Фроколо — лучшая женская роль в музыкальной комедии (роль Тони Чумаковой в спектакле «Белая акация»);

Евгений Дудник — лучшая мужская роль в музыкальной комедии (роль Остапа Бендера в спектакле «12 стульев»);

Дмитрий Егоров — лучшая режиссура на большой сцене за спектакль «История города Глупова» (театр «Красный факел»);

Марат Гацалов — лучшая режиссура на малой сцене за спектакль «Август. Графство Осейдж» (театр «Глобус»);

Людмила Трошина — лучшая женская роль в драме (роль Вайлет Уэстон в спектакле «Август. Графство Осейдж», «Глобус»);

Светлана Галкина — лучшая женская роль в драме (роль Барбары Фордам в спектакле «Август. Графство Осейдж», «Глобус»);

Антонида Гореявчева — лучший театральный проект (российско-итальянский проект «Трилогия. Электра. Орест. Ифигения в Тавриде» в театре «Старый дом»).