Ностальгический привет
Ностальгический привет

Дата публикации: 9 Марта 2012

 Ирина Тимофеева. Газета «Ведомости», 9 марта 2012 г.

Любопытно, что это первое музыкально-драматическое произведение Исаака Осиповича, которое было перенесено на экран и разобрано на цитаты. И одновременно с этим — последнее сочинение советского композитора, написавшего более десятка оперетт. Чем примечательна эта музыкальная история о моряках-китобоях в явно ностальгическом ключе? Как замечает директор театра музкомедии Леонид Кипнис, рассуждая об актуальности оперетты, созданной более полувека назад, «Белая акация» была и остаётся востребованным произведением в театрах. «В настоящее время она идёт в Красноярске. Шла в Ростове и Краснодаре. Сейчас материал запросило Кемерово, там в мае или июне будет сдан новый театр, они хотят открыться этим произведением. Оно — последнее у Исаака Дунаевского, дописывал его по наброскам Кирилл Молчанов. Но запас жизненной энергии композитора реализовался в “Белой акации” в полной мере». Возможно, поэтому, радикально не меняя музыкальную основу, создатели спектакля позволяют себе чуть-чуть поцитировать мелодии из известных фильмов, благодаря которым музыка Исаака Осиповича стала всенародно любимой.

Дунаевский писал «Белую акацию» в Одессе в начале 50-х годов прошлого века. На первый взгляд, это программное для композиторов того времени произведение на производственную тему: его герои — моряки знаменитой китобойной базы «Салют», на фоне которой и развивается основная часть сюжета. Но немаловажно, что эта оперетта создавалась как посвящение десятилетию победы в Великой Отечественной войне — посвящение Победе, в котором нет ни слова о самой войне… Так, «гимн прекрасному и совершенному миру» — о любви, доверии, дружбе — не состарился и по прошествии десятилетий.

«Я работал с “Белой акацией” как с современным материалом», — утверждает петербургский режиссёр-постановщик Александр Лебедев, уже достаточно известный в Новосибирске (его «Парижская жизнь», поставленная в театре музкомедии, была отмечена премией «Парадиз» в нескольких номинациях). «Да, мы сделали одну “купюру” — убрали “Песню весёлого гарпунёра”, про то, как здорово убивают китов. Наверное, это конъюнктура, связанная со временем. Проблема добычи мяса и другого необходимого для процветания советской Родины сырья, сейчас отпала. Есть другая проблема — что киты умирают, их надо охранять. Что касается всего остального… Временная дистанция для меня отсутствует. Это замечательная пьеса, она не требует никаких режиссёрских костылей для того, чтобы быть понятной современному зрителю. И это совершенно гениальная музыка, которая не нуждается ни в каких комментариях».

Персонажи пьесы, которую написали либреттисты Владимир Масс и Михаил Червинский, — капитан Костя Куприянов, обаятельный одесский спекулянт Яшка по прозвищу Буксир, вчерашняя школьница Тоня Чумакова, которая в качестве второго радиста уходит в плавание вместе с флотилией… Однако режиссёр говорит о том, что советские идеалы, по-разному представленные на различных сценических площадках, смеха лично у него не вызывают. Более того, «моральный облик “строителя коммунизма” вполне сопоставим с христианской нравственной позицией, только по-другому названной», делает неожиданный вывод Александр Лебедев: «Меняются времена, меняются флаги и другие бытовые реалии. Но человеческие ценности остаются прежними. И всё, что было хорошо внутри этого сюжета 50 лет назад, хорошо и сейчас».

И всё же Леонид Кипнис настаивает на том, что режиссёр немного лукавит: «Лукавит, говоря, что ничего не изменил. Есть определённый подход, когда художник смотрит на материал с ироническим прищуром. Возникает ситуация, как будто всё так и есть на самом деле. И в то же время есть вариации по отношению к этой наивности, к этой праздничности, к смакованию действительности. И осознание этого доставляет зрителю ещё одно удовольствие».


ФАКТЫ

  • Исаака Дунаевского спрашивали: «Почему вы пишите только в лёгком жанре? Не могли бы вы написать крупные произведения?» На это композитор отвечал: «Я бы мог написать оперу. У меня есть фортепианная соната, струнный квартет, и я бы мог написать оперу. Но нет хорошего либретто. Вот мне из Ленинграда прислали оперное либретто. Но как писать? Героиня в первом акте ставит рекорд, во втором — рекорд, в третьем — рекорд, в четвёртом — рекорд…»
  • Не так давно «Песня об Одессе» из оперетты «Белая акация» стала неофициальным гимном города.
  • В Новосибирском театре музыкальной комедии одноимённый спектакль ставился в 1966 году.