Фома

Рок-мюзикл в 2-х действиях

Автор:

Юрий Шевчук

Авторы либретто:

Константин Рубинский

Дата премьеры:

13 Декабря 2019

Возрастное ограничение:

16+

Продолжительность:

2 часа 50 мин

«Фома»
Рок-мюзикл в 2-х действиях 

Продюсер Леонид Кипнис

На афишу нового спектакля Новосибирского музыкального театра вынесено имя главного героя – Фома. Просто, лаконично, обнажая все возможные смыслы: Фома-неверующий, Фома-правдоборец и бунтарь, и даже через призму историй о нелепых братьях Фоме и Ерёме люди по сей день как в зеркале видят обличение и отражение собственных пороков. В чреде образов легко прочитывается основной персонаж – поэт и музыкант, художник и общественный деятель, представитель культуры андеграунда советской эпохи Юрий Шевчук, не утративший творческой самобытности и популярности и после легализации группы DDT, став в каком-то смысле собирательным образом певца российского рока в разных его ипостасях.

Об идее
«Идея сделать спектакль по песням и творчеству Юрия Шевчука напросилась сама собой. История рока в нашей стране богата яркими именами и, что не менее важно, имеет множество фанатов и поклонников. Юрий Шевчук является одним из самых мощных и знаковых явлений в русском роке, хотя лично для меня его фигура выходит за рамки музыки. Для меня он талантливейший поэт, борец за правду и справедливость». Режиссёр-постановщик спектакля Филипп Разенков.

Сама идея создать подобный спектакль родилась, можно сказать, на родине Юрия Шевчука, в Уфе, где он жил с тринадцати лет и где прошёл основной этап его личностного и творческого становления. Видимо сама атмосфера города, по сей день густо наполненная духом творческого поиска и культурного противостояния, навела режиссёра-постановщика спектакля Филиппа Разенкова – главного режиссёра Башкирской оперы – на идею создания мюзикла о непростой стезе рок-музыканта, неотделимой от истории страны, жизни без которой он не мыслит: «Пусть кричат – уродина, а она нам нравится, спящая красавица».

О пьесе
В основе пьесы, написанной Константином Рубинским, безусловно, основные вехи жизни самого Юрия Шевчука, но сам спектакль вовсе не пересказ его биографии. Напротив, герой спектакля Фома – образ собирательный, образ обобщённый, насколько это позволяет жанр спектакля, образ поэтизированный, насколько этого требует музыкальный театр. «Это будет спектакль про нас с вами, про нашу страну, про сложное перестроечное время и, конечно про любовь и мечты молодого музыканта, его непростой, но удивительный, интересный и поучительный жизненный путь. Собственно, сама жизнь Юрия Шевчука – в его песнях, многие из которых, я уверен, широкой публике не известны». Режиссёр-постановщик спектакля Филипп Разенков. 

Действие в пьесе развивается в соответствии с тремя этапами жизни главного героя. Первый этап провинциальный – от полной надежд «Актриса Весна», через унылые реалии «Периферии» и попытки поиска альтернативы («Хиппаны»), через неизбежное столкновение с властью и, наконец, к осознанию себя как личности – музыканта и поэта. «Я весь – скрученный нерв, моя глотка – бикфордов шнур, которая рвётся от натиска сфер, тех, что я развернул». Здесь завязывается и лирическая линия, – герой встречает свою любовь, которая получает имя благодаря песне «Здравствуй, ночь Людмила». Зарождающееся чувство символизирует одна из главных лейт-песен спектакля «Новое сердце». Но удел сильных, не изменяющих себе, – одиночество, как неизбежный итог данного этапа пути, венчающегося освобождающим «Майским дождём».

Москва эпохи перестройки – самый сложный период для Фомы. Отсюда и композиции – «Фонограмщик», клеймящая безголосую и бездарную тиражированную эстраду (актуальная, впрочем, и по сей день), эпитафия «Бродяга», – посвящение всем безвременно сгинувшим в бессмысленных и страшных войнах восьмидесятых и девяностых, и кульминационная знаменитая «Родина», тянущая жилы и рвущая душу. Впрочем «московский» эпизод не безнадёжен, он внушает надежду, герой вновь обретает любовь. А впереди прекрасный, сырой, сквозимый ветром свободы Ленинград, в котором Достоевский, Пушкин, Блок, признание, «плачущее небо под ногами», и знаменитый концерт на Дворцовой площади, где в финале спектакля как смысл и правило жизни: «Главное, быть не за догму, не за идею, а за человека, помнить, что мы люди, и красные, и белые». Это всё, что останется после меня…



Фотографии
Видео
"Фома", рок-мюзикл Новосибирского музыкального театра
Ю. Шевчук "Фома" - "Периферия" - Александр Крюков
Ю. Шевчук "Фома" - "Дождь". Финал первого акта - Александр Крюков
Ю. Шевчук "Фома" - "Вороны" - Анна Ставская
Информационный телепроект “Культурный максимум“ | 08 апреля 2021 | Телеканал ОТС
Мюзикл "Фома" на "Золотой Маске", канал "Культура" 07.04.21
В Новосибирском музыкальном театре премьера рок-мюзикла “Фома“
Информационный телепроект “Культурный максимум“ 19 декабря 2019
Уникальный мюзикл «Фома» о Юрии Шевчуке первыми увидят новосибирцы
Эпоха рокера в 2-х действиях
Информационный телепроект "Культурный максимум"
Пролог в формате квартирника. В Новосибирском музыкальном театре готовят премьеру рок-мюзикла "Фома"
Премьера рок-мюзикла «Фома». Радио 54

Постановщики

Режиссёр-постановщик
Рaзeнков Филипп
Дирижёр-постановщик
Новиков Александр
Хормейстер-постановщик
Горбенко Татьяна Евгеньевна
Хореограф-постановщик
Францев Ярослав
Художник по свету
Вторникова Ирина
Хормейстер
Соболев Александр
Художник-сценограф
Вершинина Елена
Художник по костюмам
Малинина Екатерина
Ассистент режиссёра
Поздняков Евгений
Ассистенты балетмейстера
Щербакова Елена, Беляева Анна
Концертмейстеры
Перминова Людмила Николаевна, Марьясина Елена Рафаиловна, Лужбина Юлия, Гражданов Иван Дмитриевич, Михайлова Елена Николаевна
В спектакле занята кавер-группа
"Красный берег"
Мультиинструменталист
Беляева Галина

Действующие лица и исполнители

Фома
Крюков Александр
Людмила
Ставская Анна
Илья, Друг Фомы
Коновалов Алексей
Саша, Друг Фомы
Воробьёв Никита
Мать Людмилы
Дубровина Светлана
Отец Людмилы, Андрей
Бедарёв Кирилл
Феликс
Бессонов Александр
Бомж
Емельянов Дмитрий
Отец Фомы
Ромашов Роман
Преподаватель, Пассажирка
Фомичёва Татьяна
Фарцовщик, Пассажир, Милиционер
Поздняков Евгений
Битловский
Лидман Антон
Гриша, Хвилянский
Лукан Александр
Николай, Браток
Кириченко Вадим
Вика
Кованько Яна
Людвиг
Карев Никита
В массовых сценах
Артисты балета,

Пресса

ТЕЛЕПРОЕКТ “КУЛЬТУРНЫЙ МАКСИМУМ“ ("ФОМА" НА ФЕСТИВАЛЕ "ЗОЛОТАЯ МАСКА")
  • Информационный телепроект “Культурный максимум“ | 08 апреля 2021 | Телеканал ОТС

    Журналист Алексей Кудинов, оператор Александр Ведерников.

08.04.2021

"ФОМА" ОТ ФИЛИППА. СПЕКТАКЛЬ НА ПЕСНИ ЮРИЯ ШЕВЧУКА О ПОБЕЖДАЮЩЕЙ СИЛЕ ЛЮБВИ.
  • "Независимая газета"

    08.04.2021

    "Фома" от Филиппа. Спектакль на песни Юрия Шевчука о побеждающей силе любви

    Владимир Дудин

    Рок-мюзикл «Фома» Новосибирского музыкального театра, в основу которого легли песни Юрия Шевчука, на днях был показан в РАМТ на фестивале «Золотая маска» и прошел с триумфом. Корреспондент Владимир ДУДИН встретился и поговорил с режиссером спектакля Филиппом РАЗЕНКОВЫМ о том, почему опера, оперетта и мюзикл имеют равные права и возможности для того, чтобы быть интересными современному зрителю.

    – Как родился рок-мюзикл «Фома»?

    – В моей жизни рок-музыка издавна соседствует с классической, во многом даже превалируя по своей значимости. Мой папа – дирижер оперного театра, но с подросткового возраста играл в разных рок-группах и меня на это дело подсадил, а я с радостью подсел. Beatles, на мой взгляд, – одно из высших проявлений музыки за всю ее историю. Мне давно хотелось сделать спектакль на рок-музыку. Песни Юрия Шевчука я знал, но не был фанатом «ДДТ». Когда приехал работать в Уфу, где Шевчук вырос, однажды подумал, что можно было бы создать спектакль на музыку ДДТ, стал погружаться в его творчество и был удивлен, какие яркие альбомы были у него в 1980-х, когда он был известен лишь в узких уфимских кругах. Дальнейшее изучение биографии привело к истории любви Юрия Шевчука и Эльмиры, его первой супруги, трагически ушедшей из жизни из-за болезни в момент его становления как рок-музыканта и прихода известности. У меня не осталось сомнений, что из этого может получиться интереснейший спектакль о музыканте, о побеждающей силе любви и о стране.

    – Юрий Шевчук как-то участвовал в процессе?

    – Мне хотелось бы сказать ему огромное спасибо за то, что позволил нам воплотить сюжет на такую деликатную личную тему. Он прочитал пьесу, внес свои небольшие ремарки, сделал деликатные правки. Но на премьере в Новосибирске не смог присутствовать.

    – А почему вы решили ставить мюзикл не в Уфе, а в Новосибирске?

    – Среди театров, с которыми я сотрудничал, с Новосибирским театром у меня были наиболее тесные отношения. Директор Леонид Кипнис и дирижер Александр Новиков мгновенно откликнулись на эту идею. Работали мы напряженно в достаточно сжатые сроки, но работа шла очень легко, все складывалось как будто само собой.

    – Когда вы ставили этот мюзикл, чей творческий метод пригодился? Или спектакль получился авторским?

    – Этот спектакль стал для меня, пожалуй, действительно авторским. Я сам придумывал основную сюжетную линию, сам отбирал песни, сочиняя спектакль как бы из ничего. Драматург Константин Рубинский мои идеи прекрасно воплотил, а песни помог выбрать дирижер Александр Новиков.

    – За время проката премьеры уже стало понятно, как реагирует зритель?

    – Этот спектакль стал одним из самых аншлаговых в Новосибирске. Я очень рад, что жанр мюзикла набирает в нашей стране обороты, рассеивая стереотип о том, что мюзикл – нечто развлекательное и облегченное. Для меня не существует принципиальной разницы между оперой, опереттой и мюзиклом, чему меня научил в ГИТИСе Дмитрий Александрович Бертман. Безусловно, есть особенности каждого конкретного спектакля, сам материал диктует правила работы с ним. Я заметил, что когда я начал более тесно работать с мюзиклом, оперные проекты стали более мюзикловыми, а оперетта и мюзикл, наоборот, более оперными. И в этом я не вижу ничего плохого. Сейчас для меня самое ценное как для режиссера ставить зрительские спектакли, при этом умные, затрагивающие серьезные вопросы. Мне хочется, чтобы театр оставался театром, который для меня – носитель высоких идей, где ставятся серьезные вопросы о том, кто мы, куда идем. При этом важно, чтобы в театр приходил новый зритель, молодежь.

    – Есть у вас рецепт такого вот успешного спектакля?

    – Конечно, нет. Главное – оставаться честным перед собой, понимать, что хочешь сказать. Сейчас я ставлю оперу «Бал-маскарад» Верди в Самаре, и ставлю о том, что мне в этой истории кажется важным, но сталкиваясь с таким сопротивлением… Потому что, конечно, многим оперным певцам приятней и спокойней выходить и наслаждаться музыкой Верди…

    – …и собой?

    – А это очень тонкая грань. Музыка Верди, при всей ее гениальности и известности, продолжает оставаться не до конца раскрытой. Но сегодня одна только музыка не способна привлечь новую публику, и это естественный процесс. Кто-то говорит, что люди стали бескультурными. Даже если это и так, то главная причина не в этом. Опера – это очень высокий накал страстей. Я вижу, что опера находится в определенном кризисе. Даже лучшие, самые успешные постановки не собирают нужного количества публики. Или этот жанр должен оставаться элитарным, для узкого круга ценителей? Поэтому мне интересно постараться современно преподносить серьезные идеи для того зрителя, который в театр никогда не ходил.

    – На вас возложена и миссия по удержанию на плаву оперетты. Если с оперой, по-вашему, все не слава богу, то оперетту вообще уже который год все норовят списать с повестки, да только она никак не списывается – слишком витален жанр.

    – Здесь ответить еще сложнее. К оперетте большинство в нашей стране относится как к чему-то такому очень советскому, заштампованному. У меня пока только первые опыты работы с этим жанром. Оперетту Оффенбаха мы назвали в Башкирском театре оперы и балета «Герцогиня G». Кто-то, придя на название, а потом увидев постановку, разочаровался, ожидая чего-то эротичного. А название это – абсолютно оффенбаховское, сатирическое, высмеивающее порочные стороны главной героини. Оперетта вообще интересная штука. «Боккаччо» в Свердловском театре музыкальной комедии для меня – очень интересный опыт. В «Герцогине» мы ничего не поменяли в пьесе, за исключением ряда предложений, которые я чуть-чуть осовременил, и небольших купюр. Мы сделали подстрочный перевод с французской постановки, где все максимально приближено к оригиналу. А в «Боккаччо» был сюжетный каркас, но с драматургом мы значительно переработали либретто, и Константин Рубинский написал новую пьесу. Я очень долго думал над этим спектаклем, я бы даже сказал, что ни над каким другим спектаклем не думал так много, как над этим. Название стало для меня вызовом, ведь главный герой – великий итальянский писатель Боккаччо…

    – Что сразу поднимает громадный пласт ассоциаций, помогающих и мешающих одновременно…

    – В первоисточнике он, как и полагается, писатель, но остается комическим персонажем. Однако этих персонажей можно заменить любыми другими, и получится что-то похожее, например, на «Ночь в Венеции». Есть определенная стандартная схема. Но надо искать ключи, не бояться что-то переделывать и переосмысливать. Были мысли перенести героя в середину ХХ века, но кто будет этим Боккаччо? Были мысли и о XXI веке, но пандемия не позволила. В итоге мы решили – пусть останется Флоренция XIV века, но в качестве одного из персонажей добавили автора Франца Зуппе, а заканчивается все размышлениями о том, что такое оперетта, кому она сегодня нужна и кто такой Джованни Боккаччо и кому он сегодня нужен. Зрителю задается большой вопрос: что сегодня происходит с наследием мировой культуры?

08.04.2021

НОВОСИБИРСКИЙ «ФОМА» ВДАРИЛ РОК НА «ЗОЛОТОЙ МАСКЕ»
  • Новосибирский «Фома» вдарил рок на «Золотой Маске»

    «Новая Сибирь» 8 апреля

    Рок-мюзикл «Фома» Новосибирского музыкального театра принял участие в «Золотой Маске». Единственный показ в рамках конкурсной программы главного театрального фестиваля страны прошел 7 апреля на сцене Российского академического молодежного театра. Спектакль претендует на девять наград, однако результаты станут известны только 22 апреля — на этот день в концертном зале «Зарядье» запланирована торжественная церемония вручения премии.

19.11.2020

АННА СТАВСКАЯ В ПРОГРАММЕ «РАНДЕВУ».
  • Солистка Анна Ставская в программе РАНДЕВУ с Татьяной Никольской.

27.11.2020

АЛЕКСЕЙ КОНОВАЛОВ В ПРОГРАММЕ «ДОМ КУЛЬТУРЫ»
  • Солист Алексей КОНОВАЛОВ программе «Дом культуры» на 49 канале.

01.10.2020

ИНТЕРВЬЮ С АЛЕКСАНДРОМ НОВИКОВЫМ (РАНДЕВУ).
  • Программа Рандеву.
    Главный дирижер театра Александр Новиков в программе «Рандеву» с Татьяной Никольской.

01.09.2020

ФИЛИПП И ВАЛЕНТИНА РАЗЕНКОВЫ В ПРОГРАММЕ «РАНДЕВУ»
  • Режиссер Филипп Разенков и солистка театра Валентина Разенкова в программе «РАНДЕВУ» с Татьяной Никольской.

01.10.2020

«ФOМА» ОТКРЫВАЕТ СЕЗОН
  • Новосибирский музыкальный театр объявил об открытии 62-го творческого сезона. Событие, которого так долго ждали артисты и поклонники, случится 2 октября. Старт репертуарному году задаст рок-мюзикл Юрия Шевчука «Фома». Спектакль будет посвящен всем врачам и медсёстрам, санитарам и административному персоналу больниц и поликлиник Новосибирска и Новосибирской области — всем тем людям, кто мужественно старался победить пандемию.

01.10.2020

ЛЕОНИД КИПНИС: НЕ ВСЕ ТАК БЛАГОСТНО, КАК ХОТЕЛОСЬ БЫ «НОВАЯ СИБИРЬ»
  • Леонид Кипнис: Не все так благостно, как хотелось бы

    31 июля 2020

    Новосибирский музыкальный театр готовится к возобновлению репетиционного процесса и создает условия для его безопасной организации.

22.06.2020

КОНСТАНТИН РУБИНСКИЙ: ИДЕЯ «ФОМЫ» ОКАЗАЛАСЬ СЧАСТЛИВОЙ.
  • Константин Рубинский: Идея «Фомы» оказалась счастливой


    О том, как раскрывалась душа спектакля «Фома» Новосибирского музыкального театра, рассказывает российский поэт, драматург, либреттист, литературный и музыкальный критик.


22.06.2020

ФИЛИПП РАЗЕНКОВ: ГЛАВНОЕ ЧЕРЕЗ ТВОРЧЕСТВО ОСТАВАТЬСЯ ЛЮДЬМИ
  • Филипп Разенков: Главное через творчество оставаться людьми

    О спектакле «Фома», биографии Юрия Шевчука и театре, который побуждает к размышлению.

22.06.2020

ЗВЕЗДА ПО ИМЕНИ ФОМА
  • Звезда по имени Фома

    Газета «Новая Сибирь» напоминает о главном музыкальном хите уходящего сезона — рок-мюзикле «Фома».

16.03.2020

«ФОМА» НЕВЕРУЮЩИМ. «МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБОЗРЕНИЕ»
  • «Фома» неверующим. В Новосибирском музыкальном театре поставили рок-мюзикл по песням Юрия Шевчука
    И он прекрасен...
    Журнал «Музыкальное обозрение», Екатерина Бабурина, 12.03.2020 года.

23.12.2019

ФИЛИПП РАЗЕНКОВ: «Я МЕЧТАЛ ПОСТАВИТЬ РОК-МЮЗИКЛ»
  • Рок-мюзикл по мотивам биографии Юрия Шевчука вышел на сцене Музкома. Материал Лилии Вишнеской, газета «Бумеранг».

23.12.2019

РOK-МЮЗИКЛ ЮРИЯ ШЕВЧУКА В НОВОСИБИРСКЕ
  • В Новосибирском музыкальном театре провели эксперимент и поставили рок-мюзикл "Фома" по песням Юрия Шевчука.
    Автор: Евгения Буторина

20.12.2019

ФОМА И ФАНЕРА. «ВЕЧЕРНИЙ НОВОСИБИРСК»
  • Лидер группы «ДДТ» редактировал текст мюзикла «Фома» Новосибирского музыкального театра. И даже собирался приехать на премьеру. «Вечерний Новосибирск» обсудил с режиссером спектакля Филиппом Разенковым, чем главный герой Фома отличается от своего легендарного прототипа.

13.12.2019

УНИКАЛЬНЫЙ МЮЗИКЛ "ФОМА" О ЮРИИ ШЕВЧУКЕ ПЕРВЫМИ УВИДЯТ НОВОСИБИРЦЫ
  • В Новосибирске покажут мюзикл о Фоме, верующим в рок. Новая постановка музыкального театра — пьеса, основанная на жизни и творчестве лидера группы ДДТ Юрия Шевчука.

28.11.2019

ПРОЛОГ В ФОРМАТЕ КВАРТИРНИКА. В НОВОСИБИРСКОМ МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ ГОТОВЯТ ПРЕМЬЕРУ РОК-МЮЗИКЛА "ФОМА".
  • Пролог в формате квартирника. В Новосибирском музыкальном театре готовят премьеру рок-мюзикла "Фома"

28.11.2019

РOK-МЮЗИКЛ ПО ПЕСНЯМ ЮРИЯ ШЕВЧУКА ПОКАЖУТ В НОВОСИБИРСКЕ
  • Рок-мюзикл в двух действиях по пьесе Константина Рубинского ставит в Новосибирском музыкальном театре режиссер Филипп Разенков, известный горожанам по «золотомасочному» музыкальному спектаклю «Римские каникулы». Материал опубликован в газете «Советская Сибирь» №48 от 27 ноября 2019 года.

28.11.2019

В НОВОСИБИРСКОМ МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ ПРЕДСТАВЯТ ПРЕМЬЕРУ РОК-МЮЗИКЛА НА ПЕСНИ ЮРИЯ ШЕВЧУКА
  • Портал Театр.
    В Новосибирском музыкальном театре представят премьеру рок-мюзикла на песни Юрия Шевчука

05.11.2019

МЕСТО И ВРЕМЯ РОК-АНДЕГРАУНДА ИЗМЕНИТЬ НЕЛЬЗЯ «НОВАЯ СИБИРЬ»
  • Место и время рок-андеграунда изменить нельзя.
    «Новая Сибирь»
    30 августа 2019.